ОКТЯБРЬ НЕДОСТАТОЧНО ОТОБРАЖЕН

Прошлогодние октябрьские постановки имели заслуженный успех. Они сыграли большую роль в деле перевода репертуара крупнейших театров в русло современности.
Но насколько отразился Октябрь в октябрьских постановках? Возьмем для примера «Бро
непоезд» и «Мятеж». Действие первой из этих пьес происходит, примерно, через два года после Октября, ко времени развала белогвардейской ар
мии. Действие второй пьесы следует отнести к эпохе еще более поздней. К этому времени соотношения классовых сил в стране сильно изме
нились по сравнению с Октябрем. Советская власть значительно окрепла. Вместе с тем, при содействии иностранных империалистов сумели организоваться белогвардейцы на окраинах. От старой царской армии не осталось и следа. Уже создалась Красная армия. Конечно, огромные изменения произошли в жизни многомиллионно
го крестьянства, которое в это время чувствовало себя уже крепким хозяином земли. Короче го
воря, — эти пьесы рисуют уже революционную эпоху, следующую за Октябрем в узком смысле этого слова.
«Разлом». Пьеса, как будто бы, связана непосредственно с событиями Октябрьских дней. Не говоря уже о недостаточном социальном охвате этой пьесы, характерно, что она только доводит зрителя до октябрьских событий. Самого Октября здесь нет...
Мы вовсе не мыслим себе октябрьскую постановку, как некий парадный спектакль на тему о взятии Зимнего дворца. Но ведь Октябрьским дням предшествовали и сопутствовали много
численные социальные сдвиги. Видели ли мы когда-нибудь на сцене разложение царской ар
мии в октябрьские дни? Была ли использована достаточно серьезная и чрезвычайно значительная тема об интеллигентском саботаже и о по
степенном изживании этого саботажа? Показана ли на сцене борьба большевистской партии за мир? Достаточно ли отражена в пьесах Октябрь
ская революция в деревне, и могут ли здесь удовлетворить несколько сцен из «Виринеи» и ряд сомнительных агиток?!
Давно уже известно, что нельзя «объять необъятное». Но, несомненно, что октябрьская тематика еще не изжита. И, право, событиям бли
жайших к Октябрю месяцев уделено на сцене значительно меньше места, чем эпохе конца гражданской войны.
— Надоели пьесы из гражданской войны. Это уже стало банальностью. — В данном случае термин «гражданская война» оказывается чрез
мерно расширенным. Сюда относится чуть ли не каждая пьеса, действие которой происходит в революционную эпоху, предшествующую 21-му году. Беда в том, что почти все эти пьесы строи
лись в одном плане, в плане батальном, и их пра-прадедом (в смысле формы) на нашей сцене кто-то верно назвал пресловутое «Взятие Измаила». А ведь исход гражданской войны реши
ли не храбрые командиры и даже не те, кто разоблачал белогвардейский шпионаж. Огромную роль сыграли агитация, пропаганда, наконец,— наглядное сравнение деятельности белых и красных во время борьбы.
Показать, как широкие массы крестьянства и часть интеллигенции перешли от нейтралите
та к активному сочувствию советской власти— ведь это тема благодарная. Она слегка затронута в «Бронепоезде» и даже в «Любови Яровой», но слишком уж поверхностно. Мы не являемся особыми поклонниками психологической драмы, но
психологическая пьеса на такую тему была бы чрезвычайно ценной, если только она будет про
никнута подлинной советской идеологией, а не сменовеховством а ля «Дни Турбиных».
Собственно, — все жалобы на то, что гражданская война на сцене наскучила — исходят от те
атральных спецов. Широкие массы продолжают, в большинстве своем, с интересом смотреть эти пьесы. Анкета проведенная в № 44 журнала «Новый Зритель» показывает, насколько велик еще интерес к пьесам из эпохи гражданской войны.
Вот, что характерно в этой анкете. Сторонники таких пьес говорят о том, что пьесы из гра
жданской войны интересны чуть ли не все, а противники — больше бьют по недостаткам от
дельной пьесы, которую они только - что видели. Один из опрошенных товарищей предлагает ставить и пьесы из эпохи гражданской войны, и
„Таракановщина Рис. Б. Земенкова
Профессор Сватов — Корф
пьесы, рисующие новое строительство — «вперемежку».
Анкета эта показывает, что нельзя говорить, будто репертуар из эпохи гражданской войны уже изжит. Надо только углубить его. Живу
честь такого репертуара яснее всего показал тот любопытный факт, что некоторые пьесы, рисующие новое строительство, тоже, собственно, по
строены по батальным образцам с раскрытием
заговоров белогвардейских злодеев (пример — пьеса «На лесах» и частично «Рельсы гудят»).
Сочетание «красных» и «белых» кажется действительно набило оскомину. Но ведь это сочетание всего периода гражданской войны, конечно, не исчерпывает. Вот почему здесь нам кажется, что драматургов и театры следует призвать к темам, рисующим ранние периоды гра
жданской войны, непосредственно следующие за. Октябрем и даже ему предшествующие. Здесь много материала для «живого человека» на сцене.
Ведь эпоха, предшествовавшая Октябрю — для нас уже «древняя история». Все жалобы на то,
что нет, мол, «исторической перспективы» — здесь критики не выдерживают. За одиннадцать лет «историческая перспектива» должна создаться. И надо сказать, что если драматурги, а за ни
ми и театры, серьезно подойдут к этой эпохе, ТО она может дать огромный материал для актерского творчества.
И. БЕРЕЗАРК