П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

К 35-летию со дня смерти

В первые годы революции было принято не только ругать музыку Чайковского, но и считать ее чуть ли не синонимом «контрреволюционного» в искусстве: «упадочнические настроения, вызываемые мелодиями Чайковского» и т..д. По
добная ересь оказалась живучей в некоторой среде культработников и в наши дни; Чайков
ского там «недолюбивают», но терпят, поскольку его музыка имеет безусловно массовый быт.
Откуда такое уничтожение значения величайшего в мире искреннейшего лирика в музыке?
Действительно ли Чайковский «упадочен» и «гнилостен»?
Чайковский, конечно, дитя своего времени и своего класса. О революции он не помышлял и жил только музыкой и для музыки. Вся личная жизнь гениального мастера сосредоточивалась в тех звуках, которые создавались его творческой фантазией. Творчество, протекавшее в тя
желых условиях почти всеобщей недооценки и непонимания — было тяжелой, но жизненно-необходимой ношей композитора.
Его язык, его музыкальные мысли наиискреннейшим образом отражали все настроения, вытекавшие из такой обособленной, замкнутой в се
бе жизни. Человек погружался в созерцание, безжалостно срывал маски позерства и нарочито
сти, обнажал свои раны и стремился вырваться из пут слабоволия, или — по терминологии сво
его времени — из рук судьбы. Чайковский писал свою музыку и легко и трудно — но всегда чистосердечно, всегда с глубоким сознанием сво
ей отственности перед слушательской массой.
Ничего абстрактного, ничего отвлеченного — жизнь, как она представлялась большому худож
нику, конкретные и красочные картины быта,— это музыка Чайковского.
И как картины прошлого, написанные мощной кистью гениального мастера — не стареют,
так и музыкальные полотна Чайковского, правдивейшего из музыкальных художников — не старятся и даже не седеют.
Жуткие порой творческо-трагические звуки в его симфониях имеют глубокий человеческий фундамент.
Чайковский, как никто, живописал чувства живых людей. Относительность музыкальных восприятий, возможность перевоплощения зву
ковых образов в картины, близкие и понятные современному слушателю — гарантируют нам свежесть горячей и живой музыки Чайковского— на многие десятилетия вперед.
ОРГ
Тараканов — Поль
„Таракановщина“Рис. Б. Земенкова
просматривался режиссером, художником, специальной комиссией, исправлялся, переделывался и только одобренный всеми — утверждался окончательно. Для портретного грима недостаточно париков, наклеек и красок, здесь зачастую необхо
дима мастика для носа, подклейка щек, лепка
подбородка — здесь используется весь гримерный опыт всех времен и всех театров.
***
Актеры редко гримируются сами. Обычно, — особенно в тех случаях, когда нужен сложный грим, — вся работа лежит на художнике-гримере. Он должен угадать замысел актера и согласовать с этим замыслом создавшийся у него самого об
раз. Самая же работа чрезвычайно нервна и напряженна. Актера нельзя вызвать за два часа до спектакля. Поэтому грим приходится делать в 15, 10, а иногда и в пять минут! Зачастую актер нервничает, капризничает, что вполне естествен
но в условиях напряженной творческой работы. И тут на гримера воздействует настроение актера, необходимость тщательной работы, чрезвы
чайно ограниченное время и желание выполнить работу, как можно лучше. В театре уже гремят предварительные звонки. Нельзя упускать ни одной минуты и все движения гримера точно расчитаны. Он может потратить на грим десять минут и ни одной секунды больше. Особенно
тяжела работа в постановках с большим количеством портретных гримов. В артистических уборных идет напряженная работа. Помощники гримера надевают парики, приклеивают усы и бороды. Некоторым наклеивают щеки и лепят подбородки. Художник-гример накладывает основ
ные штрихи. И в течении часа или двух корридоры кулис театра внезапно заполняются гене
ралами, министрами, царями и политическими деятелями, будто сошедшими с заготовленных для грима портретов.
***
Художник-гример работает не только в течении спектакля, но и днем. Он следит за репети
циями и прорабатывает детали будущего грима. Он усваивает и изучает эскизы художников. Он отбирает необходимый материал для вечернего спектакля и одновременно ведет подготовительную работу для будущих постановок. Он выпи
сывает ремарки, читает пьесы, собирает справки, учитывает сцену, освещение — готовится к сво
ей работе так же тщательно, как и режиссер, и актеры.
И так, изо дня в день, годы, а иногда и десятилетия работают художники-гримеры, об огромной и трудной работе которых зритель почти ничего не знает.
Р. В—В