УЧЕТ СИЛ.

Выступления рабкоров наделали некоторого шума. Не прошли бесследно и отрицательно расценненые в печати поста
новки московских революционных театров. Так возникли алармистские течения. Так возникли панические настроения.
В чем дело? Каковы факты театрального бытия?
Есть акфронт? Фронт, против которого в первую очередь были мобилизованы наши силы?
Его нет.
Его правый фланг — МХТ — пока не сказал своего слова, которое выявило бы, как и насколько учтен его опыт по
ездки в Европу и Америку. Но еще до возвращения в „дымное отечество“ силы перегруппированы, и ученикам Вахтан
гова—нашего Вахтангова, — стало тесно в уютном и покойном особняке их метрополии. За „Женитьбой‟ последовал „Вечер Мериме‟.
Акцентр — Малый Театр — тщетно пытался поднять свой кредит открытием „мощей‟ и „канонизацией‟ Дома Щепки
на. Слепым и глухим теперь ясно, что
тому, кто — в будущем, ни 100, ни 118 лет в прошлом ничего не говорят. Не тради
ция, а перспектива нам нужна. Ставка бита.
Левый фронт — два Камерных театра — аки лишь по привычке. Еврейский уже совлек ветхую ризу камерности. Русский— уже с „Четверга“ упорно ищет новых пу
тей, и они сознательно минуют Большую Дмитровку.
Пусть не оправдали полностью надежд театры Революции и Мейерхольда. Пусть „вне фронтов‟ юные рабкоры. Пусть их первые опыты возбуждают в нас некото
рое смущение и требуют известного снисхождения.
Но разрешите быть марксистом.
Другими словами — быть диалектиком, отбросить интеллигентский субъективизм, итти от фактов бытия, а не сознания.
Нужно понять, что
1) интенсивнейшие поиски новых форм и такие же опыты с изучением материала должны были вызвать, как тезис вызы
вает антитезис, тягу к содержанию, с забвением и формального и технического момента;
2) субъективизм свойствен не только буржуазии и интеллигенции, но и представителям рабочего класса, и первые вы
ступления его представителей так и должны расцениваться;
3) даже закорузлый по форме театр МГСПС, сделавший свою ставку на актер
ских талантах, уже сдал свои замшелые позиции, и, следуя закону развития театраль
ных форм, „дошел“ до эстетизма в ,,Театре Клары Газуль‟ и „Возвращении святого Иоргена‟.
Рабкоры переживают „болезнь роста‟. Рабкоры научатся науке театра. Рабкоры
разберутся в том, кто их враг и кто их попутчик. Рабкоры помогут, как — и мы поможем им. С нами соединятся те, кому тесно на акфронте.