Таков повелительный ход событий. Он говорит:
— Кто сказал „А‟, должен сказать „Б“. Кто взыскует нового содержания, придет и к новой форме.
— Кто идет не от интеллигентских экспрессий или импрессий своего „я“, а
от твердых фактов театрального бытия, тот подавит свои панические настроения и скажет.
Так должно быть. Так будет.
Это будет — докажет правоту тех, кого не пугают ни столетние юбилеи, ни болезнь роста.
В. ТИХОНОВИЧ
Начало нового сезона характеризовалос резким противопоставлением двух сложившихся театральных фронтов и возникнове
нием третьего, построенного новой группой театральных работников — рабкоров, идео
логическая позиция которых, исходя из принципа содержания, была направлена одновременно против обоих фронтов, а организационная программа в первое время предусматривала спешное и полное „орабочение театра во всех планах.
Прошли первые месяцы этого сезона. Наступила историческая годовщина. Печать подводит итоги. Итог итогов — смягчение резких рубежей трех фронтов.
„Рабочий Зритель‟ провозглашает лозунги Седьмого Октября, которые приемлемы для каждого театра СССР:
„Долой пропасть между теа-Гром и революцией !
„Вожди театра—ближе к массам ! „Политграмотность — профактерам !
„Через рабкоров изучить и организовать запросы масс к театру !
„Даешь революционный репертуар вместо мещанского старья и переделок !
„Новые формы искать не у себя в пупе, а в революционной толпе !
Одновременно журнал формулирует условия, которым должны удовлетворить рабкоры. Отметив наличие у них „велико
лепное орудие‟ — „глубокое классовое чутье‟, журнал выдвигает новые серьезные требования:
1) „Рабкора нужно насытить выдержанной революционно-марксистской точкой з р е н и я .
2) „Чутье рабкора тогда будет здоровым и утюжным, когда оно обопрется на знание .
3) „Рабкору нужно знать и литературную технику, т.-е то, как нужно писать заметку, статью, рецензию .
„Жизнь искусства‟ делает определенный сдвиг к позиции „правого‟ и „рабочего фронтов, так как утверждает, что
„Одни лишь рабочие клубы подняли знамя нового искусства, применив метод общественности . и что
„Для коренной реформы наших театров следует в корне изменить структуру их руководящих органов .
С другой стороны, не ограничиваясь старым требованием „тщательного пере
смотра всего репертуара‟, журнал — за необходимость „откатить артистический состав от всего старого‟.
Принципиальная основа его практических пожеланий:
„Цель — прежде средства, мысль прежде осуществления .
„Идея постановки должна быть всегда логична и рациональна .
Внешний эффект только средство к достиже
нию цели, к осуществлению идеи .
Одна „Новая Рампа‟ проспав сдвиги внутри самого „левого‟ фронта, преждевременно хоронит его и выдвигает бессодержательные лозунги:
„Восьмой год будет годом укрепления культурных завоеваний нового искусства и пере
оценкой культурного наследия прошлого. Долой канцелярские (?) фронты — да здравствует единый фронт — общественный и культурный .
Если журнал ничему не научили такие факты, как отрыв от акфронта обоих Камерных театров, студии Вахтангова, как
робкие призраки „полевения‟ других актеатров, то ему же хуже, как всякому глухому и слепому к росту жизни.
Мы не считаем нужным даже в эти исторические дни снова формулировать наши собственные итоги и прогнозы. Мы это делаем не так давно. Мы это делали всегда. Ибо для нас — задача каждого буднего дня проводить в сознание и бытие театра праздничные лозунги Октября