и заменить их новыми, другими, звучащими не в дуэте или монологе, а в массе, в коллективе, в его динамике, его борьбе, его радостях и печалях. И, может быть, что такое перевоспитание, переподготовка, не совершается на короткой дистанции подготовки к одному спектаклю. А мед
ленно — на росте новой драматургии. Путь к нему длительный.
Пьеса Белоцерковского одна из первых партитур такого нового сценического стиля. И нет, пожалуй, ничего удивительного, что чтение нот в таком новом ключе не уда
лось сразу труппе „Театра Революции . Читали медленно, почти по складам, неуве
ренно. И оттого спектакль не звучал. Не звучал ни в вещном оформлении, ни в исполнении.
Ничего не говорила сладенькая установочка экспресионистского толка, полунату
ралистическая, полусимволическая. Нельзя суровой героини пьесы, ее массовых чувств, ее пафоса классовой борьбы уложить в эти „эстетные , расслабляющие и
уже так безнадежно отштампованные формы нового трехмерного „мирискусничества и паточного псевдо-американского
урбанизма. То, что было хорошо для „Озера Люль , с его „цыганщиной , то, что было остро и цепко в руках Мейер
хольда, что было своего рода „событием , то превратилось в дальнейших вариациях на эту тему в заводную игрушку, из раза в раз преподносимую „Театром Революции . Надо не повторять, а изобретать. В этом сила Мейерхольда. И это должны помнить те, кто хочет усвоить его метод.
Исполнение? Актеров, видимо, пугало отсутствие того, что на театральном жаргоне называется „ролями . Первыми, вто
рыми, выходными, эпизодическими, характерными и т. д. С положенным „диапа
зоном страстей для каждого. Любить, страдать, ревновать, убивать, самим кон
чать самоубийством и т. д. И вдруг всего этого нет. Все роли первые. Все роли последние. Каждый—лишь элемент массы. И все вместе—массовая страсть. Для такого сценического эффекта еще нет сти
мула в психике актера „с положением . Он добросовестно несет в такую пьесу всю свою техническую грамоту, все свое уменье, но не находит „кнопки , чтобы
заставить проступить краски и темперамента, чтобы играть слиянно в массовом
В академических театрах все без исключения актеры надели траур. Спектакли были отменены. Два „заслуженных артиста скончались от удара. Молодежь притихла. „Маститые тихо плакали.
3. ПРОВЕРКА. Ваша фамилия?
Что?! Меня знает вся театральная Россия... Я „заслуженный .
— Это отпадает. Отвечайте на во просы. Где работаете? — В Малом.
— Что можете сказать в свое оправдание?
—Очень много. Нам уже сто лет. Нас сам Нарком уважает. Мы и революцион
ные пьесы ставим „Оливер Кромвель , „Медвежья свадьба ...
— Довольно, какой репертуар вы предпочитаете?
— Островского по старинке, без фокусов, Сумбатова.
— Довольно. Товарищ психиатр, освидетельствуйте.
— Классовое самосознание отсутствует. Революционного духа не имеется. Ста
рый закал. Элемент явно социально-опасный.
— В 24 часа.
4. ИЗ АРХИВА РЕЦЕНЗЕНТА.
У Рецензента в синих папках хранились дела ликвидированных за ненадобностью в новой жизни. С каждым днем папки росли.
Вот некоторые из дел. АКТЕР № 1173
Работает в студии МХАТ, Исправно посещает репетиции. Политикой не инте
ресуется. О том, что нужно рабочему, представления не имеет. „Левым в театре не сочувствует. Мейерхольда считает об
манщиком и шарлатаном. Любит Чехова, Леонида Андреева, Андрея Белого, А. Бло
ка, Ф. Сологуба и Ал. Н. Толстого. Ни теории, ни истории театра не знает. Политграмоту не узучал.
Заключение Рецензента: совершенно ненужен. В 24 часа.
АКТЕР № 1346.
Работает у Корша. Неаккуратен. В вопросах театра не разбирается. Всех левых считает футуристами. О вопросах те