вниманию ПОСРЕДРАБИСА

В порядке предложения

Чиновники уподобляются метеорологам. Владивосток — Москва — Новосибирск. Актерская биржа в Германии. Чему можно научиться у немцев.
Больше внимания новому актеру!
К актерам, ежегодно, с мая по октябрь, стоящим на Рождественке — привыкли, как к чему-то
неизбежному, как к явлению природы.
Фельетонист реагирует на этот ежегодный съезд актеров несколькими умными замечаниями, парой острот и описывает его, примерно, также, как ежегодный ледоход на Москве-реке. Чиновники из Посредрабиса уподобляются мете
орологам. Они ждут этого стихийного явления— и в то же время абсолютно беспомощны. Они жалуются: «помещение слишком мало» и утешаются тем, что когда-то будет готово новое
здание, которое сможет вместить еще больший наплыв актеров.
Дело, однако, не в том, что помещение слишком мало, дело в негодности самой системы.
Централизация вещь хорошая, но только в том случае, если она применяется и используется разумно. Что означает централизация приме
нительно к актерской безработице? Это значит, что если актер хочет получить работу на сле
дующий сезон, то он должен обязательно приехать в центр, — в данном случае в Москву. До
статочно себе представить, что актер, служивший во Владивостоке, должен приехать в Москву, а отсюда ехать на работу в Новосибирск, чтобы уяснить себе всю нелепость этой системы. Вместе с актерами в Москву съезжаются и директо
ра провинциальных театров. Благодаря этому создается концентрация спроса и предложения в одном месте и к тому же в одно время. Это создает благодарную почву для созревания уродливейших явлений. Выбор Москвы, как цент
На Рождественке 6
У доски объявлений
рального пункта, абсолютно не облегчает создающегося положения. Здесь, в Москве, в городе квартирного голода, актер стоит перед проблемой
либо истратить гроши, которые удалось собрать во время работы, либо терпеливо жаться по углам у наиболее жалостливых знакомых или друзей. Даже те, кто в результате «рождественских стоя
ний» получил путевку на работу (хорошо, если путевка дана на сцену, которая существует, ибо были случаи, когда выдавались путевки в горо
да, где нет театра), вырываются из этого омута морально совершенно разбитыми.
Невольно возникает вопрос о том, должна ли сохраняться подобная система централизации найма актерских сил. И нет ли возможности провести здесь коренную реорганизацию.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует сравнить условия найма актерской силы в СССР, хотя бы с условиями, существующими в Германии.
В Германии также существует сильная тенденция к централизации. Берлин является большой биржей актерского труда. Но в Берлине никогда нельзя увидеть такого стихийного наплы
ва ищущих работы. Ибо работа в этой области децентрализована. Эта децентрализация является продуктом существования конкурирующих инстанций, через которые подписываются ангажементы. Наряду с посредническим бюро союза сце
нических работников (соответствует нашему Посредрабису), ангажементы подписываются у ряда частных посредников-агентов. Кроме того,
значительная часть актеров получает работу по объявлениям в профессиональной прессе, а так
же благодаря тому, что директор почти каждого
театра делает хоть раз в году круговую поездку по всей Германии, во время которой он подписывает ряд договоров на предстоящий сезон.
Фактически мы имеем дело не только с децентрализацией и разгрузкой посреднических пунктов, но и с тенденцией разрушить сезонный характер работы актеров. Под давлением союза сценических работников, в Германии осталось мало театров, подписывающих 7-месячные контр
акты. Чаще всего контракты заключаются на 10 месяцев и в последнее время союз сценических работников проводит уже 12-месячный нормальный договор.
Далее, «союз сценических работников» держит курс на точное определение времени, когда должен быть подписан договор. Он заставляет отдельного директора, несмотря на конкурен
цию, собирать труппу на будущий сезон как можно раньше и подписывать с ней коллектив
ный договор настолько точно, что актер, которому до конца февраля еще ничего не объявлено, — вправе остаться на службе на весь будущий сезон на прежних условиях.
Благодаря всему этому создается положение, при котором большое количество актеров получает во время ангажемент и избавляется от тех мытарств, и унижений, которые им приходится терпеть здесь. Та часть актеров, которая во время не нашла работы, может лучше ориентироваться и тем самым их можно распределить легче, целесообразнее и безболезненнее.
Но, чтобы эта система была использована ра
зумно, нужны: своевременная подготовка посред