ОКТЯБРЬСКИЕ ДНИ В КЛУБАХ

Исторические хроники типа «Земля горитили «Десять дней, которые потрясли мир», столь распространенные в предыдущие октябрьские дни, теперь почти совсем исчезли с клубной сцены. Только в одном или двух клубах шли исторические картины, вроде «Аврора у Зимнего».
Кружки, взявшие в работу готовые пьесы, обычно повторяли репертуар профтеатра. Кружки, избравшие более «самодеятельный путь», сами для себя заказавшие или написавшие тек
сты — разрабатывали любые современные темы по всем вопросам, значимым для 12 года советской власти: об индустриализации, борьбе с бюрократизмом, рабочем изобретательстве и т. д.
«КРАСНАЯ ЗАРЯ» (ТЕКСТИЛЬЩИКИ)
Клуб показал оперетту «Лабиринт» на тему о рабочем изобретательстве. И написана, и
поставлена пьеса рабочим фабрики, бывшим кружковцем, теперь руководителем кружка, тов. Брайером. Содержание таково: молодой рабочий изобретает машину для штопки трикотажа (проект такой машины производственно близок ауди
тории данного клуба). Но ничего, кроме хлопот, это изобретение автору не приносит. Рабочий запутывается в лабиринте бюрократической волокиты — сначала на самом заводе, потом в высших инстанциях, в тресте и в ВСНХ. Растет число прогулов, наконец неудачливого изобретателя увольняют с фабрики.
К числу достоинств оперетты относится текст, метко характеризующий действующих лиц, даю
щий богатый материал для исполнителей. Но сценарий не вполне удачен. При большой акту
альности темы автору не удалось разбить тот стандарт, который отстоялся на клубной сцене: с одной стороны, герой-рабочий, с другой — бездеятельная администрация, нэпманы с неизменной вечеринкой («буржуазное обволакивание»).
«КРАСНАЯ ПРЕСНЯ» (МЕТАЛЛИСТЫ)
На юбилейном вечере выступало два эстрадных коллектива: сначала свой клубный (руководитель Мирский), затем профессиональный коллектив МГСПС. Публике предложено было срав
нить работу того и другого; и действительно, контраст получился значительный.
Клубный кружок взял почти исключительно готовые тексты. Но по тематике весь материал был насквозь злободневный. Большинство номеров проведено слаженно, живо. У многих исполнителей имеются неплохие вокальные и ритмиче
ские способности. Бросалось только в глаза однообразие постановочных типов: из показан
ных 12-ти номеров оказалось — 8 частушечных, 1 танец и 3 декламации.
Но ничуть не разнообразнее оказалась программа коллектива МГСПС. Да, по-правде говоря, эта программа не имела ничего общего с эстрадой. Это был заурядный концертный дивертисмент — пение и музыка. Что же касается содержания номеров, то в них не только не было ни
чего общего с 7 ноября, но даже отсутствовала всякая злободневность. Б. ВЕТРОВ
«ИСКРА» (ПЕЧАТНИКИ)
С большой программой выступил местный коллектив малых форм под руководством Г. Теплова. Гвоздем программы явился водевиль-обозрение В. Никулина «Ленин сказал». Тема далеко немолодая — об учрежденческом бюрократиз
ме, своенравии зава, подхалимстве секретарей и т. д. Но выполнена постановка занятно: найдены интересные типы, ловко использованы щиты, быстро под музыку изменяющие место действия.
ДВОРЕЦ ИМ. АВИАХИМА
Некоторые кружки приноровили свои постановки одновременно и к октябрьской годовщине и к десятилетию комсомола. Так именно поступил наиболее крепкий драмкружок союза металли
стов в Дворце им. Авиахима (руководитель С. Алексеев).
Поставленная здесь пьеса «Под угрозой» Курдюмова, рисует борьбу итальянского комсомола с фашистами — тематически она, конечно, более соответствует юбилею комсомола.
Сюжет пьесы наивно-приключенческий. Здесь фигурируют шпионы и провокаторы, похищения и обыски, запертые в погребе фашисты и т. д. Все это мало правдоподобно, но зато дает мате
риал для живой динамической постановки. И материал этот использован в полной мере. Расхолаживали только введенные в нескольких ме
стах слишком уж агитационные речи молодых итальянских революционеров на тему о МЮдъе и значении комсомола. Они затягивали действие и мало убеждали своим преувеличенным пафосом.
Н. Л.

ЭСТРАДА

В октябрьские дни клубы обслуживались, главным образом, эстрадой. В Москве свыше 500 рабочих клубов и каждый из них постарался устроить у себя хотя бы небольшой эстрадный концерт.
Подготовка к этим концертам в некоторой части была сделана Губполитпросветом, выпустившим специальный сборник октябрьского репертуара.
К формированию концертов (не говоря уже о тематическом и репертуарном подборе) Центропосредрабис проявил обычное для него
халатное отношение. До последней минуты не была установлена связь с клубами, и нагрянувшие в последнюю минуту клубные хозяйствен
ники с бою расхватывали как хороший, так и плохой «товар».
Крепко в эти дни работали «жучки».
В клубах процветала халтура. Каждый эстрадник имел по три-четыре концерта в вечер, в разных концах города. Артисты торопились. Приезжая на концерт, эстрадник заявлял — «вы
пустите меня скорее, у меня сегодня еще три концерта!». В результате вокалисты выступали за вокалистами, балетные номера за балетными. Ни о каком порядке и подборе не могло быть и
речи. В клубе им. Кухмистерова один за другим выступили подряд пять певцов!
Репертуар, исполнявшийся «разговорникамине отвечал своему назначению. Псевдо-революционность широко проникла на эстраду. Обиходные стандартные революционные вещи во
кального порядка (как, например, «Все выше»)
целиком заполнили клубную эстраду. Тематика юмористов не миновала пресловутых «Мейерхольдов» и «коротких юбочек». Не обошлось ко
нечно, и без алиментов, поданных одним дуэтом сатириков даже на «революционный» лад:
1- ый. Поздравь меня. Ты знаешь, какой сегодня торжественный день.
2- ой. Одиннадцатая годовщина Октября? 1- ый. Ничего подобного. У меня родился сын.
2- ой. Чему же ты радуешься?
1-ый. А мой приятель будет платить за него алименты.
Эстрадные концерты в дни Октября оказались явно неудовлетворительными, провальными. Это заставляет с особым вниманием отнестись к проблеме обслуживания эстрадой календарных кампаний. Р. БЛЮМЕНАУ