В ДЕБРЯХ

КИНО-ПРОКАТА.

Если в театре общая линия руководства, несмотря на нее провалы и ляпсусы, про

водится все же с достаточной ясностью, то в кино — вопрос этот обстоит поостине смехотворно. Наши кино-строители в

своей погоне за Западом докатились до того, до чего и должны были докатиться, т.-е. сейчас и вероятно еще долгие годы момент проката картин зарубежного произ

водства совершенно заслоняет момент своего собственного производства. К тому же наш собственный кино-ребенок при наличии бесчисленного количества произ

водственных нянек растет, если нс совсем слепым, то по крайней мере подслеповатым.

Но не об этом здесь речь. Процент количества поступаемых из за границы картин, настолько превышает, про

цент собственного производства, что вопрос проката в общей линий государствен

ного кино-руководства становится не менее, если не более важным, чем все производственные планы наших кино-об единений.

Конечно, какая-то ориентация в деле проката есть. Но это ориентация на „имена . Возьмите хронику любого наше

го еженедельного кино-издания и читайте.

Закуплены картины с уч. Мери Пикфорд, Джекки Кугана, Чаплина, Фатти, Руфь Роллан, Доротеи Дальтон, Эмиля Янингса, Конрада Фейд и др. картины Громадное большинство из них приходится здесь перекраивать и перемонтировывать чуть ли не наново, выдумыватъ новые под

писи, словом проделывать значительную работу по приспособлению этих картин

слугах Камерного театра, а так, вообще, о Камерном театре.

10 лет Камерного театра... к кому относится эта цифра?

Без сомнения, к Коонен и Таирову. К их совместной работе. Цифру эту составили они оба: Коонен единица, а Таиров нуль. (Я не хочу сказать этим ничего неприят

ного Таирову, но, ведь, он со мной согла

сится, что в цифре „10 , только нуль муж

ского рода, а единица женского и, кроме, того, даме надо уступить первое место.) Я твердо помню, что в лето после закры

тия Свободного театра и перед открытием Камерного хроникеры Московских газет сообщали о предстоящем открытии „Ка

мерного театра А. Г. Коонен . И хотя театр назвался просто Камерным, оказа

лось, что хроникеры против обыкновения были правы. Театр оказался Камерным театром Алисы Георгиевны Коонен. Ка

мерным — комнатным — домашним театром. Если Малый театр — „дом Щепкина , то Камерный театр — „вилла Коонен .

В Камерном театре у нее соперниц не было, нет и не будет.

Коонен превосходная, исключительного дарования артистка, но ее юбилей надо считать плюс пребывание в Художественном театре.

Таиров темпераментный и талантливый руководитель, и его юбилей надо считать, конечно, вместе с юбилеем Камерного театра.

И юбилей Камерного театра надо считать не по годам, а по художникам, по

тому что они более, чем годы, определяют этот театр. Камерный театр менял худож

ников, как вехи или перчатки — выбирайте любое выражение. И, право, 25-художнический юбилей звучит гораздо убедительней, чем 10-летний.

Будущий историк театральной Москвы, который подойдет к материалу хладнокровно — sine ira et studio т.-е. без Таирова

и студий (которые мешают нашему душевному равновесию, конечно, будет разби

рать отдельно всех художников, отдельно Коонен и отдельно Таирова.

Потому что о других ингредиентах театра, трудно химически определимых — ему не придется говорить. Актеры приходили, актеры уходили, ученики учились и выучивались, а актеров в Камерном театре все нет и нет.

Кроме одного актера, который работает в театре с основания, актера, который не

возвращался с помпой в театр только потому, что он оттуда не уходил, актера, который принимал ответственнейшее участие в кардинальных постановках, в первых ролях — превосходного, талантливейшего, темпераментного актера.

Этот актер — Ив. Ив. Аркадин.

В этот день юбилея, поздравляя всех, я особенно горячо жму ему руку.

В. ЧЕРНОЯРОВ.