Орган ВЦСПС—газета „Труд весьма кстати поднимает вопрос о бенефисах.
„VI архангельская губконференция работников искусств, — передает га зета, — решительно высказалась про
тив бенефисов, поручив правлению союза возбудить вопрос перед соответствующими профсоюзными органа
ми о борьбе с этим явлением, которое унижает достоинство членов союза и, будучи в сущности скрытой формой зарплаты, ведет к антагонизму между работниками коллектива .
Мы поставим вопрос резче. Если бы еще только скрытая форма зарплаты! Туда-сюда. Терпимо. На деле надо провести параллель гораздо более жестокую. Бенефис—те же чаевые, с которыми мы ведем сейчас столь реши
тельную борьбу. Только так и может быть расценен бенефис. Это подтвер
дит вам и перевод слова бенефис: beneficium—пожертвование и историческая справка о происхождении бене
фисов. Знаменитый актер Каратыгин, современник не менее знаменитого Мо
чалова, живший в первой половине прошлого века, в эпоху крепостничества, рассказывает: „Люди семейные и
Д. С. АГРАНОВСКИЙ
(к предстоящим гастролям).

С БЕНЕФИСАМИ.

нравственные, добрые мужья и отцы, ради жен и детей унижались перед почтенной публикой, особенно в перед -бенефисную пору. При возве
щении (со сцены — тогда был такой обычай) бенефисов, иногда сами бене
фицианты или бенефициантки выводили с собой, ради умиления публики, своих малолетних детей . Дней за пять до бенефиса закулисные именинники со
вершали объезды по домам меценатов и милостивцев. Не везде принимали, не всюду покупали билеты: в иных домах „актеру или „актерке не совсем вежливо показывали дверь. Бравшим би
леты вручались афиши, печатанные на цветной бумаге (иногда и золотом на атласе). Милостивцы платили, разу
меется, выше обыкновеной цены (иначе
зачем бы и побираться). Были тогда в нашей драматической, оперной и балетной труппе унизительные промыслы— облекались в шутовские ко
стюмы, в париках, с разрисованными физиономиями. Мало того, брали с со
бой своих ребятишек, наряженных в русские или цыганские платья и за
ставляли их плясать под аккомпанимент гитары или торбана. Эта конкуренция с шарманщиками удавалась и артистам императорских театров. „Ни
кому от них это не казалось ни дико,, ни оскорбительно .
Вот где корень бенефиса. Даже в мрачную эпоху крепостного права, ког
да императорские театры составлялись из купленных трупп, даже тогда бене
фисы понимались, как „побиранье , как „оскорбленье . Неважно, что внешняя сторона бенефисов стала нес
колько иной. Сущность их осталась той же—тем-же „побираньем , темиже, „чаевыми . И если Всерабис со
вершенно правильно даже получаемое „в ручку за хранение гардероба в те
атре квалифицирует, как „чаевые и собирается заменить их гарантийным
страхованием гардероба, не пора-ли столь же категорически определить и природу бенефисов, как отжившего и даже, еще по каратыгинской терминологии, „дикого и „позорного института.

БОРЬБА