НАЧАЛА АРИФМЕТИКИ

Съезды, конференции, совещания — проводимые во всесоюзном, губернском и уездном масштабах — больше всего сегодня уделяют внимания вопросам, связанным с поднятием культуры.
Начиная с вопроса о борьбе с пьянством и проституцией, с дискуссии об организации пока
зательных уголков образцового быта в рабочих клубах, кончая вопросами методологии в современном искусстве — приходится констатировать,
что: 1) к десятилетию Октября мы имеем огромные достижения в деле приобщения широких масс к культуре в целом, т.-е. по ликвидации неграмотности, по изжитию предрассудков, по развитию любознательности у массы ко всевозмож
ного рода искусствам и проч., 2) наши успехи в вопросе приобщения широких масс к культурным завоеваниям революции далеко не определяют собой и не исчерпывают вопросов, связанных с поднятием самой культуры.
Одиннадцатая годовщина делает злобой дня не просвещенческий фронт (на нем идет уже спланированное и развернутое наступление, могут понадобиться только дополнительные дирек
тивы!), а фронт культурный. Иными словами,— одиннадцатая годовщина ставит вопрос о повышении квалификации отдельных специалистов, об улучшении быта путем рационализации жилищных условий, о повышении качества продук
ции не за счет прилежания рабочего, а за счет усовершенствования производственного аппарата.
Имеющиеся в этом отношении директивы определяют дальнейший путь развития нашей культуры, как путь индустриальный. Постановление XV партконференции: «В относительно минимальный исторический срок нагнать, а затем и превзойти уровень индустриального разви
тия передовых капиталистических стран» — и равной мере относится и к промышленности с
ее конвеером всевозможных производств и к другим областям культуры: науке, быту, искусству.
Немногие из среды работников искусств учитывают практическое значение данной директи
вы. Для большинства литераторов, художников, архитекторов, работников театра и кино — во
прос об индустриализации искусств — только не
лепость, притча во языцех. Подобное положение приводит зачастую к неизбежным ошибкам: вопросы методологии в искусстве сегодня реша
ются людьми, не имеющими культурного багажа доя того, чтобы правильно оценить тот или иной метод в интересах индустриальной культуры в целом; по этой же причине — страдают и вопросы идеологического руководства. Например, недав
но фирма Межрабпом-Русь закончила фильму «Дело Пелагеи Деминой», а Совкино — «Счастливые черепки». Обе фильмы высмеивают «советский бюрократизм», но — как?.. Сто лет назад Гоголь написал «Ревизора» — высмеял чиновничество. Во времена Гоголя зритель был уверен, что весь бюрокатизм заключается в личностях — в чиновниках, берущих взятки и т. д. В подобном же плане высмеивают обе «советские» фильмы и современ
ный бюрократизм — высмеивают персонально бухгалтеров, счетоводов, секретарей, наказуя их сокращением со службы. Правильно ли идеологически: в наших условиях бороться с персональ
ным чиновничеством, когда почти всякому ясно, что нужно реорганизовать бюрократическую систему, установленную и том или ином учрежде
нии?.. Подобные примеры нередки, а как всякие примеры они для многих заразительны.
Высмеять бюрократизм, как систему — вопрос чрезвычайно сложный. Сценарист и режиссер не в состоянии охватить такую тему в целом — ну
жен специальный штат советников по данному вопросу, нужно участие лиц, служебные обязан
ности которых в наших условиях заключаются в изыскании путей усовершенствования госучрежденской, торговой и промышленной систем. Ни одна кино-фирма для разработки своих сценариев не может набирать подобный штат. Никакой писатель или театр не в состоянии оплатить подобную консультационную работу по пьесе.
Но, повышение качества продукции, выкидываемой сегодня искусством, зависит главным образом от серьезной, спецовской проработки любой темы, будет ли она посвящена бюрокра
тизму, электрификации, гончарному производству или же текстильному — безразлично.
Неизбежный вывод заключается в том, что положение во всех областях советского искусства, изготовляющих продукцию массового по
требления, настолько сложно и настолько велики задачи, поставленные перед искусством в плане поднятия всей культуры на принципах инду
стриализации, — что сегодня следует поставить на очередь вопрос о создании такой общественной организации, в которой каждый из работников искусств мог бы найти тот путь общения с работниками всевозможных областей нашей культурной жизни (напр. — с инженером, врачем, журналистом), который поднял бы качество продукции.
Примеры, которые несет ежечасно наше повседневье, говорят за то, что не может быть создано утилитарной архитектуры в жилстроитель
стве без непременного общения архитектора с инженером и врачом; не может быть создано хорошей бытовой фильмы без неизбежного общения сценариста с режиссером, врачом и художником.
Больше того, — перспективные планы социалистического строительства требуют плановой агитации во всех областях искусств за идеи индустриализации, что в дальнейшем должно определить роль советских искусств, как роль осуществляющую художественное руководство отра
слями индустриализации и промышленности, изготовляющими фабрикаты широкого потребления. В целях поднятия культурного уровня потребителя не могут дальше оставаться беспризорны
ми такие средства художественного воспитания массы, как: ткани, посуда, обувь, упаковочные коробки и всевозможные этикетки; конструкции разнообразных мелких вещей и предметов домашнего и общественного потребления.
Параллельно с планами индустриализации государственного хозяйства сегодня перед искусством встает вопрос и о внедрении в повседневный быт самих принципов индустриализации— т.-е. встает вопрос о рационализации быта.
Таковы только начала арифметики в математике советского искусства, которое обязано поднимать качество своей продукции в интересах классовой индустриальной культуры пролетариата.
НИКОЛАЙ ЛУХМАНОВ
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ
Ответственный секретарь В. А. Павлов — вторник, среда, четверг, от 3 до 5 ч. Секретарь редакции М. И. Ильин — ежедневно, от 2 до 5 ч.