ПРОТИВ ЛИКВИДАТОРСТВА - ЗA TPAM!
Уже несколько лет работы Трама — за плечами. Мысль о создании Трама — имеет еще боль
шую историю. И вот сейчас, когда трамовское движение вышло из своего зачаточного состоя
ния (Ленинград, Харьков, Баку, Днепропетровск и т. п.), находятся пораженцы, которые наклеивают, на Трамы — ярлыки «юношеского синдикализма» и т. п. чепухи.
По какой линии намечается ликвидаторская критика Трамов?
Она выползает по линии отрицания практической ценности трамовской работы и обоснования ошибочности попыток создания пролетарского театра молодежи.
Это, дескать, распыляет и без того недостаточные силы и искусственно разбивает состав клубного кружка на молодежь и взрослых.
Какими причинами были вызваны к жизни Трамы? Общим культурным ростом молодежи, а на этом фоне — проявился особенный интерес к вопросам искусства: в целом — театральной культуры в частности.
Известные слои рабочих - драмкружковцев — переросли рамки драмкружка своего клуба. На
ряду с этим, в рабочих массах молодежи давно уже созрела потребность в каких-то дополнительных формах художественной агитации и пропа
ганды, затрагивающих близкие, острые темы— для молодежи.
Все это усугубляется малой доступностью профессионального театра для рабочих окраин. Эти-то причины и; привели к росту Трамов, работающих по существу без материальной под
держки госорганов, в обстановке пораженческих настроений целого ряда работников политпросветов.
Предъявлять после этого к Траму требования блестящих результатов работы — это ли не демагогия?
Наконец, просто неверно, что Трамы — ничего не дали.
Работа ленинградского Трама — наглядный тому пример.
Без материальной базы, без должной поддержки, Трам дал — «Сашку Чумового», «Бузливую каторгу» и ряд других прекрасно доходящих до молодежи пьес.
Тов. Акмолинский (комсомолец) только что закончил сценичную вещь «Зеленые огни», ко
торая, несмотря на ряд недостатков (слабая индивидуализация основных персонажей пьесы), войдет в советский репертуар, как большая победа.
В Трамах растут свои драматурги, свои актеры (или приходится играть себя).
Работа Трама среди молодежи имеет большое политическое значение, она наиболее быстро формирует политическую идеологию зрительного зала.
Нам нужен театр для рабочей молодежи, а не театр рабочей молодежи, — говорят некоторые «псевдо-защитники» Трама.
Нет, нам нужен театр рабочей молодежи и, конечно, он будет и то же самое время и театром для рабочей молодежи.
Те, которые ратуют за создание какого-то особого театра для рабочей молодежи, исходят из неверной предпосылки. Нам не нужен специаль
ный театр взрослых профессиональных актеров— театр, который работает только для молодежи.
«Давайте отроить Трамы, повсюду», — говорят другие услужливые товарищи. Нет, — говорим мы.
НИК. ЗАГОРСКИЙ
— строительство Трама надо обеспечить соответствующей материальной, силовой и социальной базой, только тогда мы будем стоять на верном пути, но и тогда мы не застрахованы от ошибок,
неизбежных во всяком новом деле. Размахнуться широко, гнаться за количеством Трамов, а не за качеством небольшой, но крепкой сети, зна
чит, погубить трамовское движение, значит, скомпрометировать его на корню.
Вот поэтому мы даже в Москве против созданий районных Трамов, а за создание одного обще-московского Трама.
«Да, мы за Трамы, — говорят третьи, — но мы Трамом называем (!) показательный кружок (!)»... Эта странная позиция совсем непонятна. Как
же можно самодеятельный кружок называть театром?! Можно ли отрицать всякие элементы профессионализма в Траме, как; это делают эти за
блуждающиеся товарищи?! Это межеумочная платформа. Это — ни то ни се.
Заменять, подменять трамовское движение показательным кружком значит санкционировать кустарщину, утверждать халтурный шаблон, который и без того надоел в нашем клубе и взрослому и молодому рабочему.
Пора уже ясно сказать, как мы относимся к Трамам. Мы глубоко уверены, что пораженческие настроения некоторых т.т. в ближайшее же время будут сломлены, трамовское движение приобретет легальные формы и пройдет мимо ликвидаторов.
Театр Революции — „Голгофа .Коммунист Григорьев — Ключарев.Атаман Чап — И. Агейченков