ОБЗОР ПЕЧАТИ

О группе „Пролетарский театр
«Современный Театр» (№ 51) уделяет много внимания образованию группы «Пролетарский
Театр», делая в своей передовой, посвященной этому вопросу, краткий исторический обзор рап
повских шатаний и колебаний в последнее время. Журнал отмечает:
«ряд конкретных действий... характерных для новой колеблющейся линии налитпостовцев в области зрелищного искусства».
Здесь журнал перечисляет: и панегирическую оценку книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», «без тени критицизма»; затем— неудавшуюся попытку Л. Авербаха (он был одернут своими же товарищами по РАПП’у) выступить на защиту театра им. Мейерхольда в то время, когда Мейерхольд признавал лишь классиков и Андрея Белого; отмечает также журнал и безтактное выступление «На лит. посту(в передовой № 20—21) с руганью против проле
тарского драматурга В. Н. Билль-Белоцерковского, о котором два года тому назад журнал ни
сал, как о единственном и первом «драматурге рабочего класса», и ставшее знаменитым высту
пление Ю. Либединского, заявившего, что МХТ I творчески наиболее близок пролетариату.
В заключение «Современный Театр» заявляет:
«Итак, заранее провозглашенный курс на МХТ (взамен строго объективного отношения к МХТ, как к художественному наследству, «двулико» входящему в новую эпоху), безоговорочная защита ТИМ а (вместо борьбы за действительную реорганизацию отставшего театра), легкий наскок на театр им. МГСПС (вза
мен решительной поддержки молодому театру профсоюзной рабочей массы и помощи ему в деле дальнейшего идейно-художественного роста), шельмование пролетарского драма
турга (взамен содействия его дальнейшему творческому развитию) и бездействие в отношении самодеятельного театра — таковы основ
ные вехи новой практической программы руководящей группы теа-секции РАПП’а. На
сколько отлична тут практика РАПП’а от его фразеологии! И насколько противоречит нынешняя тактика РАПП’а общественным требованиям на театральном фронте»!
Как же подедрживает «На лит. посту» наши пролетарские силы на театральном фронте? В
своем высокомерном и чванливом выпаде против неугодившего руководству РАПН’а т. Билль
Белоцерковского, «На лит. посту» квалифицирует драматурга — пролетарского не на словах — в ста
тьях и докладах — а на деле, своим творчеством, служащего рабочему классу — «деклассированным люмпеном».
Это выступление журнала находит себе резкую оценку в статье А. Глебова, в том же номере «Современного Театра»:
«Нельзя поздравить крупнейшую пролетписательскую организацию с тем, что судьбы ее вручены в руки людей, которые способны таким образом разделять свои слова и дела которые «подтягивают» друзей, как... виселица повешенного, и вместо «уверенного, но спокойного продвижения вперед», демонстри
руют самоуверенное и беспокойное дерганье из стороны в сторону порученного им ответ
ственнейшего органа, каким, без сомнения, является «На лит. посту».
В заключение считаем необходимым заявить, что едва-ли увенчаются успехом попытки литературной организации — РАПП, — присвоить себе
монополию пролетарской стопроцентности на фронте театра, да еще при помощи таких методов, какие «На лит. посту» усвоил себе в последнее время по отношению к основной проле
тарской группе, какой являлась и является та группа товарищей, которая основала теа-секцию РАПП’а и принуждена была в полном составе (за единичными исключениями) РАПП покинуть.

ДОРОГУ ПЕРЕДВИЖНОМУ ТЕАТРУ

Совещание о Передвижном театре УМЗП
Передвижной театр УМЗП переживает острый кризис: абсолютно нет помещения для работы (хотя бы репетиционной), катастрофически на
дает, по сравнению с прежними сезонами, сбыт продукции театра, очень осложнилось, в связи с этим, материальное положение театра и его работников.
Наша общественность, горячо дискуссирующая отдельные детали работы МХТ или театра им. Мейерхольда, наша пресса, ведущая длительные бои за предоставление помещения сту
дии Малого театра и студии Завадского — молча и равнодушно проходят мимо находящегося на краю гибели Передвижного театра, — театра, по
ставившего своей основной задачей вытеснение из рабочих клубов процветающей там халтуры, обслуживание самой гущи рабочего зрителя до
брокачественным во всех отношениях зрелищем, —и эту задачу уже не один сезон честно выполнявшего.
Поэтому совершенно ясны и причины, побудившие Передвижной театр устроить под госте
приимным кровом театра Сатиры вечер смычки с общественностью и прессой, ясно и содержание развернувшегося на этом вечере жаркого диспута.
Богатый фактический материал для него дал, прежде всего, тов. Старухин (директор театра), обрисовавший его репертуарное, художественное и материальное прошлое и настоящее в «сухих
цифрах, из которых сами собою возникали все уродства и извращения в работе многочислен
ных рабочих клубов Москвы, предпочитающих дешевую и короткую «халтуру» какого-нибудь жучка — серьезному культурному спектаклю государственного Передвижного театра.
Эти факты особенно ярко «заиграли» после большой речи тов. П. Брянского. Речь его состояла из живого подробного изложения потрясаю
щих фактов из быта театра и его работников. Чудовищные условия клубных «театральныхпомещений, неслыханное, преступно, наплева
тельское отношение владельцев этих помещений к нуждам театра, подлинная самотверженность работников, соглашающихся за мизерное жало
вание в подобных условиях работать — во весь рост встали перед теми, кто слышал эту речь. Кроме того, тов. Брянский сделал небольшой исторический очерк работы театра, невольно оказавшийся обвинительным актом против общест
венности, которая замечает театр и интересуется им, когда он работает в центре, и совершенно