КЛУБЫ В ЛЕНИНСКИЕ ДНИ

Обычно трудно бывает решить вопрос, какая форма выступления наиболее соответствует той или иной теме, той или иной кампании. Но для ленинских дней вопрос этот разрешается довольно бесспорно: пожалуй, только лит-монтаж впол

не отвечает торжественному характеру траурных ленинских вечеров; именно в лит-монтаже можно добиться соответствующей моменту серьезности и строгости зрелища.

Наиболее интересные лит-монтажи в этом году были показаны во дворце Авиахима (металлистов) и в Центральном клубе строителей. Сравнить эти две постановки очень интересно, поскольку построены они по совершенно различному принципу.
Теа-лит-муз-монтаж металлистов (постановщик С. Алексеев) подавляет грандиозностью. В нем заняты все художественные кружки клуба. На авансцене сооружены высокие конструкции — трибуны, вздымающиеся почти до потолка высокого Авиахимовского зала. Но действие не умещается на сцене. Оно захватывает и зал, где рас

положен хор, и балконы, где размещены духовой и струнный оркестры.

Лит-монтаж строителей (постановщик Садовников) исполняется одним коллективом и офор
млен гораздо более скупо: на сцене в сущности ничего нет, кроме экрана, Но все же монтаж строителей производит даже большее впечатле
ние, чем монтаж металлистов. Объясняется это
тем, что у строителей действие построено на синтезе различных воздействий — зрительных и слуховых — музыкальных, певческих и деклама
ционных. Отдельные отрывки из произведений слиты в одно нераздельное целое. Наоборот, у металлистов спектакль построен из целых про

Во дворце Авиахима

изведений — драматических сцен, песен, стихотворений, которые почти нигде не переплетаются между собой. Получается нечто вроде концертной программы, только хорошо увязанной тематически и развертывающейся очень стройно.
По содержанию — оба лит-монтажа давали пробег по деятельности Ленина, отмечали момент
его смерти и в последней части переходили к вопросу об осуществлении его заветов в наши дни, главным образом, к лозунгам индустриализации. Близостью к современности эти постанов
ки также выгодно отличались от драматических спектаклей, которые носили исключительно исторический характер.
Из пьес наиболее использованы были: «Таинственный шалаш» Данилевского и «Пять минут
Гуревича. «Таинственный шалаш» — это эпизод из подпольной жизни Ленина, когда ему прихо
дилось прятаться по чердакам и шалашам. В «Пяти минутах» рассказывается, как реагирова
ли трудящиеся всего мира на смерть Ленина, как на пять минут замер пульс жизни в момент его похорон.
Сказка, «Как Ленин с царем народ поделилпо Сейфулиной (переделка Тарича), была исполнена в клубе на фабрике «Большевик» (пищевиков).
Пьеса эта выполнена как балаган, во многом подражающий знаменитому «Царю Максимилиану». Исполнение было довольно неуверенное.

Общее впечатление: несмотря на значительность кампании, большинство клубов не про

явило особой инициативы к ленинским дням. Старые, заигранные пьесы, иногда даже прошло

годние постановки... Особенно следует отметить, что ни один клуб не поставил всерьез вопроса об отражении в зрелищном показе отчета: что же сделано за пять лет без Ленина, как мы проходим путь, намеченный им.

НИКОЛАЙ ЛЬВОВ

Во дворце Авиахима