ЛЮВИДВИГ БАРНАЙ

Смерть Барная — не „хроника , не „эпизод дня, а „итог — огромный итог прожи
того, ушедшего. Это — целая „книга театра . Огромное „вчера , которому „сегодня уже пишет историю. Да, Барнай — история. Барнай — по паспорту немец, но художественное влияние его было международно.
Разве важно, что Барнай в таком-то году (кстати — в 1842-м) родился, в такомто впервые выступил и т. д. Не в этом суть. Реликвии барнаевские, его годы, часы и минуты соберут в архивы и музеи. И хорошо сделают. Нас сейчас интересует Барнай, как синтез, как воплощение художественной мысли, художественной школы.
Барнай сыграл крупную роль в такой полосе сценического мастерства, как мейнингенство. Мы, знаем из „учебников , что мейнингенцы в приезд их в Россию были учителями Художественного театра. А в ансамбле мейнингенцев за пультом первой скрипки сидел молодой Людвиг Барнай.
Барнай и мейнингенцы несли с собой, сценический натурализм. На ряду с нату
рализмом обстановки они утверждали и натурализм актерской передачи. В противовес декламационной напыщенности ста
рого актера „нутра“ они разрабатывали проблему (как се определил Станиславский) „душевного натурализма — простоту психологического рисунка жизненного переживания .
Одним из великих основоположников этой школы был покойный Барнай, тогда как другой его тоже знаменитый современник, Поссарт, продолжал отстаивать „традиции пафосной игры, игры на „ходулях .
Барнай был, „создателем роли Гамлета в мейнингенском толковании. И вот какие советы он дает актеру.

Пусть режиссеры изучают до малейших деталей быт и эпоху „Гамлета как зрелища.

Но актер „изучит Гамлета тогда, когда он освободит себя от всех комментариев, забудет о них, когда он засядет непосред
ственно за роль и из глаз его скатится первая слеза.
Может быть, мы сейчас с этим не согласимся, но будем объективны — мы анализируем историю, анализируем школу, анализируем величайшего мастера этой школы.
Большая актерская индивидуальность Барная протестует всеми силами своего существа против „литературного гробокопательства шекспироведов.
„Всем известно, — говорит он в статье о Гамлете, — что мухи с особой любовью выбирают наиболее блестящие предметы. Но следы, которые они оставляют на этих предметах, вряд ли служат к их украше
нию. О, если-бы нашего Шекспира можно было бы защитить тем тюлевым покрыва
лом, которым хорошие хозяйки защищают блестящую бронзу канделябров. На Гамлета они набросились с особой любовью, и доканали его, разъяснили его так обстоятельно, что самого Гамлета и не отыщешь .
Культурный Барнай проделал большую „учебу у самого Зонненталя, прежде чем 18-летним юношей выступил на сцене. И этой „школе он предавал большое значение, воюя против старых защитников „нутра и „искры божьей .
„Разве эта искра, -спрашивает он в посвященной этому вопросу статье, — задохнется под покровом школы. Если-бы это

было так, откуда взялись-бы гениальные живописцы, скульпторы, архитекторы, му

зыканты и композиторы. Разве они но посвятили своему „призванию долгие