Цирк: вместо лошади -мотоцикл. Трюк - езда на мотоциклах-вот номер современного цирка .
С этой реформой цирка следует поторопиться. Потому что, когда цирк станет
музеем — единственным местом, где можно будет увидеть живую лошадь (а к тому идет) — будет поздно... Без шуток: осовременение цирка назрело и просится на повестку.

НОВОЕ В ЦИРКЕ

После кинематографа только цирк вплотную подходит к каждому зрителю, и чем проще, здоровее духом и непосредствен
нее зритель, тем ближе и родственнее ему цирк.
Шесть лет революции русские циркачи были оторваны от Германии и Англии, где собственно находится колыбель и выс
шие школы циркового искусства. Шесть лет зритель в цирке видел устарелые трю
ки, русские циркачи остановились в своем развитии, потому что цирковое искусство медленно и неуклонно идет вперед в те
чение десятилетий, меняя форму, манеру цирковой работы, совершенствуясь и изо
щряясь, но сохраняя единую цель цирка, которую можно определить так:
Сверхестественная борьба с законами физики, равновесия и даже законами природы.

Нынешний сезон в цирках дал возможность Москве увидеть многие превосход

ные цирковые номера Германии и Австрии. Кризис, который переживают эти страны, заставляет лучших цирковых артистов искать заработков в Советской России. Таким образом, в этот сезон можно опре

делить успехи, которое сделало цирковое искусство за эти несколько лет. Цирковой трюк совершенствуется. Он стал опаснее, но вместе с тем он показывается зрителю так как будто этот трюк — одно удовольствие для исполнителя.
Продолжительность номера уменьшилась, но артисты проделывают несколько коротких сложнейших трюков, концентрируют впечатления, зритель не успе
вает опомниться, - ряд головокружительных трюков и номер кончен. Это почти прием кинематографа. Короткие, захватывающие сцены. Работа циркачей уточнилась. Опас
ность требует необыкновенной точности,
и артист так вытренирован, номер так сделан, что артист ошибиться не должен. Во втором Госцирке на сравнительно вы
соко подвешенной трапеции артист раскачивается над манежем стоя на голове, не держась ни руками, ни ногами. Вело
сипедист ездит на одном велосипеде, держа на плечах еще одного, в то время как у
того на голове вверху ногами стоит третий. Обыкновенные, работающие в партере
(в манеже), акробаты делают кульбиты (прыжки через голову) с непостижимой легкостью, почти не касаясь земли. Так совершенствуются старые номера. Не только в приеме работы, даже в костю
мах цирк уходит от старого балагана. Трико телесного цвета, блестки уступают место оригинальным стилизованным, почти современным, костюмам акробатов.
Жонглерское искусство, наиболее старое и менее склонное к новшествам, тоже ме
няет прием работы. Салонные жонглеры в цилиндре и фраке разыгрывают нечто в роде пантомимы, одновременно усили
вают темп жонглирования и постепенно доводя количество мячиков, которыми жонглируют, до девяти штук.

Цирк совершенствуется. Иностранные номера заставят работать и изощряться наших артистов, Но следовало бы в ра

боте русских цирковых артистов избегать той типичной для иностранных цирковых номеров игры на нервах, на ненужной опа
сности, которую теперь ставят во главу угла в Америке и Англии. Л.НИКУЛИН
Театр Революции. „Стенька Разин —
Хайнуллин - Чистяков.