О Николае II в театре, о вкусах русской знати , о генерале от театра и генералах театральных, о новостях се

зона и многом другом.

Обо всем этом собщает быв. директор бывших императорских театров В. А. Те
ляковский в своих недавно вышедших „воспоминаниях . Кое где с душком буль
варного фельетона, кое где с приступами затаенной тоски (на мотив: „ты ко мне не вернешься“) этот Нестор императорских театров сообщает много полезных вещей. Полезных в том смысле, что их давно бы следовало знать особенно тем кто весьма беззастенчиво выдает их „императорское прошлое, за „золотую страницу . Теляковский оказался достаточно честным, чтобы скрыть уже давным давно зиявшие прорехи на тоге „чистого и „святого искус
ства, в которую до сих пор драпируются дряхлые питомцы Актео.
Теляковский весьма живописно повествует о том, как весь сонм императорских театров со всеми их труппами, штатами, мастерскими и складами существовал исключительно для того чтобы „его вели
чество , в добавлении девятнадцати своих и великокняжеских дворов, могло в то или иное время осчастливить театр своим при
сутствием. В Москве, как извество, за неимением „его величества пробавлялись „его высочеством великим князем Сергеем Александровичем.

Николай II на спектаклях

Само забавное это, конечно, весь ритуал пребывания „их величеств в театре.
Каждый анктракт директору полагалось приходить в царскую ложу, чтобы получить разрешение на начало следующего акта.
Если государь приезжал до начала представления, то он и императрица в ложу до поднятия занавеса не входили, а оставались в царском фойе.
Все это пунктуально выполнялось. А еще пунктуальнее выполнялся весь обязательный ритуал пребывания „его величества в театре.
При приезде государя, у дверей театра его встречал полицейместер — в мундире, при орде
нах. На площадке лестницы встречал директор, который всегда в театре обязан был быть в вицмундирном фраке при белом галстуке.
Государь входя в театр здоровался с полицейместером, подавая ему руку. Затем снимал пальто, и проходя мимо часового здоровался с ним,
затем с директором театров. Посмотрев на часы, если было ровно 8, он приказывал начать пред
ставление, если же 8 еще не было, то выкуривал папиросу и разговаривал с директором.

Пребывание „его величества в театре конечно накладывало на все подобающий

отпечаток. Во первых, вместе с государем приезжали всегда, чуть ли не оба царских и семнадцать великокняжеских дворов. Во вторых, апплодировать не полагалось, если не апплодирует сам государь.
Ясно, что отсутствие аплодисментов, на этих спектаклях, по словам артистов действовало на них удручающе..., так что перед началом спек
такля приходилось даже напоминать артистам, чтобы они не смущались холодностью зрительного зала.
Николай II, оказывается, ездил в театр не только со своим домом, но даже и „столом . У Теляковского чуть ли не слюнки текут, когда он описывает „трапезы в антрактах.
Каждый раз перед прибытием государя с женой, из Зимнего дворца приезжало несколько камерлакеев с чайными приборами и полагающимся при этом угощением. На обязанности этого при
ехавшего буфета было накрыть во время первого действия два стола в фойэ царской ложи: один стол с прохладительными напитками и один для чая, На столе с напитками по раз навсегда уста
новленному порядку полагалось: ваза с фруктами,
ваза с придворными (?) конфетами и ваза с бисквитами, тарелка с сандвичами.
Затем идет длинный перечень напитков и всей чайной „церемонии .

Вкусы Романовской знати.

О всевозможных этикетах и ритуалах Теляковский пишет очень много,— а вот о театральных вкусах романовской семьи упоминает как то вскользь.
Во „вкусах все Романовы, а за ними и вся русская „знать ориентировались на вкус „его величертва . „Среди лиц самого двора пишет Теляковский.
как в царствовании Александра III, так и при Николае II было мало любителей и ценителей театра. Интересовались они нс столько театральным представлением, сколько высочайшим присутствием, а потому и мнение их о том или дру
гом представлении зависело от того какое было впечатление у высочайших особ.
А „высочайшие особы, как оказывается были весьма нетребовательны „особенно