государь . Единственное место во всей книге, где все таки прямо говорится о том, что нравилось Николаю II, это следующее:

„государь очень любил „Зигфрида , „Гибель богов , „Тристана .

Как будто это признак более или менее хорошего вкуса, но дальше Теляковский замечает, что

представления Вагнера посещали, на эти оперы была мода, хотя находили их очень скучными. Вот это вернее, „мода , а не вкус!

Культура Романовых.

По части даже элементарной! культуры у романовских „дворов дело обстояло неважно. „Когда я заходил в министерскую ложу, пишет Теляковский:

присутствующие часто задавали мне самые неожиданные вопросы, доказывающие что история и искусство были им совершенно чужды. Даже в сюжетах опер, кроме самых общеизвестных, вроде „Фауста , „Кармен , и тому подобных, великосветская публика разбиралась плохо, лю
били „Евгения Онегина , „Пиковую даму — в более же сложной музыке наприм. Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина не разбирались совершенно.

Зато когда дело казалось „придворной амбиции то тут доходило даже до курьезов. Напр. находили, что,

„Горе от ума не подходит к придворному спектаклю ибо там высмеивается двор: „был высо
чайшею пожалован улыбкой , „изволили смеятся , „кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович и т. д. Слова эти в устах артиста, игравшего Фамусова, считали неподходящими на сцене эрмитажного театра.

Вообще же, „художественные вкусы романовской знати стояли весьма невысоко. „Балетоманы интересовались больше „клубничкой , чем Горским или Фокиным, интригами Кшессинской больше, чем декорациями Головина или Коровина.

Кризис Малого театра.

Теляковский сообщает еще очень любопытные сведения к истории нашего ак— искусства. В частности о Малом театре.

Еще при Теляковском т.-е. 25 лет тому назад этот театр обнаруживал все признаки окончательного одряхления.

„Более всего придерживался старых традиций и рутины Малый театр в Москве; — пишет Теля
ковский, — на все новое шел неохотно, оставался позади всех и часть своей публики растерял .

И двадцать пять лет назад точно так же, как и теперь,—

артисты Малого театра невольно закрывали себе глаза и старались уверить, как себя так и других, что у них все обстоит благополучно...

Оскудение актерское в Малом театре, оказывается, объясняется очень просто:

на смену старевших премьеров из года в год подымались их младшие товарищи по старшин
стзу лет службы и постепенно занимали первое положение вне зависимости от таланта и даже успеха. Для талантливого провинциального артиста частного театра в труппе Малого театра редко оказывалось место.

А мы то удивляемся, почему в Малом театре так плохо играют!

Дипломатия .

Теляковский отдает должное дипломатическим способностям А. И. Южина,-

о чем, впрочем, наглядно свидетельствуют выдержки из его писем к Теляковскому, по поводу назначения последнего директором всех б. императорских театров.

Высокоуважаемый Владимир Аркадьевич. Не могу высказать Вам всей глубины моей радости, прямосчастья, охватившего меня при получении сегодня известия о Вашем назначении директором театров... Я просто не помню себя от радости. Мне
рисуется будущность нашей сцены в таких ра
дужных красках, что я точно помолодел на двадцать лет.
И т. д. и т. д. все в том же роде. Академические традиции?

Отношение прессы.

Много говорит Теляковский, о балете, об опере, даже о театральной печати Здесь б. директор несомненно дает маху.

„Обозрение театров и „Новости сезона пишет
он — широкой публикой принималось даже за оффициальные органы дирекции и существовали предположения, что оба журнала субсидируются
казной. Последнее разумеется совершенно не отвечало действительности.

Ну отвечало, или не отвечало, этого мы еще не знаем... Слишком уж откровенно прихлебательскими были статьи в этих

журналиках, и напрасно Теляковский оправ  дывается, что

„единственное, что дирекция для этих газет делала, это было разрешение редакторам захо
дить в контору и в режиссерские комнаты за проверкой сведений.

Едва ли только это могло быть причиной таких напр. фразочек в „Новостях сезона .

В. А. оценивает важность момента, интересы публики, престиж театра и приехал лично ула
живать инциндент (дело касается всего на всего одного из многочисленных инциндентов с Ша
ляпиным). Нельзя не приветствовать такое отно
шение к делу со стороны человека занимающего в бюрократической иерархии видный пост. Может
быть, пример В. А. послужит в назидание и для представления других наших ведомств.

Неужели этот дифирамб всего на всего из за разрешения брать хронику в конторе?