у самых заядлых

Группа „Пролетарский театр“ на Трехгорке
— Наверх, наверх идите! Сегодня собрались самые заядлые, — встречает нас пожилой коренастый рабочий у вешалки.
Зал переполнен преимущественно молодежью, кой-где мелькают и лысинки стариков.
Пришли «самые заядлые» выслушать группу «Пролетарский театр».
С интересом собрание слушает доклад тов. Ваграмова о положении на теа-фронте, об оторванности театра от рабочего зрителя, о необходимости спайки нового зрителя с новым работником театра — драматургам, режиссером, актером.
Докладчика дополняет тов. Глебов.
— Один из больших актеров МХТ хвастается тем, что он живет в такой обстановке, что, придя к нему домой, забываешь о существо
вании большевиков... Ясно, что такой актер не может искренне сыграть рабочего, — он не знает его, не чувствует... Зато генералы, помещики и т. п., отрицательные с нашей точки зрения типы получаются «живыми» и даже симпатич
ными... МХТ ищет человека вообще, доброго или злого «вне всяких классов и групп», с христианской точки зрения...
— «Дух Ленина витает над «Бронепоездом», писал президент ГАХН а проф. Коган, а рабочий и крестьянин изредка попадающий в МХТ, никак не признает себя в актерах.
— В то же время театры МГСПС и Революции, последний, правда, с некоторыми ино
гда срывами, борются за приближение театра к раб. зрителю, стараются отобразить гигантскую борьбу рабочего за социализм.
После докладчиков говорят «самые заядлыерабочие Трехгорки.
Тов. Горшков. Последняя работа театра Революции «Гопля» — для нас вещь неподходящая, это для «мещан». Но все же театр связан с на
ми взаимным шефством и при нашей помощи хочет исправлять свои ошибки и двигается
вперед. Что же касается другого шефа — ГОТОБ, то когда Большой стали крыть, он ухватился за Трехгорку. 8.000 рабочих, это — армия... В чем же выразилась связь с ГОТОБ’ом? Иногда дают контрамарку... Раз пойдешь и навек закаешься — дадут тебе постоять «на 12 ярусе»... Такое шеф
ство не годится. Да и по содержанию своему и по идеологии театр далек от нас. За таким шефством нам не надо гнаться...
Т. Леонтьев. О театре спорят и говорят все... Все пишут рецепты рабочему. Какой театр нужен для рабочего? Сам рабочий должен сказать, что ему нужно. А для этого рабочий дол
жен знать театр. А как его узнаешь при таких высоких ценах на билеты? Колоссальные день
ги тратит правительство на оперу, но рабочий ее не понимает. Нужно организовать поход против неграмотности рабочего в искусстве.
Т. Хмара. МХТ нам со своей идеологией не нужен... Наш театр МГСПС. Я знаю случай, ко
где человек, безразлично смотревший на все, что делается кругом, сразу изменился после того,
как побывал на спектакле «Голос недр». Театр должен быть попятным и доступным для рабочего. Дай рабочему возможность пойти в те
атр, он побежит, бросится со всех ног. А вот артиста на производство трудно притащить, а ему здесь есть чему поучиться.
Далее оратор говорит о самодержавии Мейерхольда. Есть как будто бы и худ. совет, но с ним совершенно не считаются. Неугодные Мейерхольду работники театра вышвыриваются.
А что касается наших товарищей, защищающих разных Головановых, то пусть они в таких случаях сначала приходят узнать к рабочему зрителю, — его мнение.
В театр явился новый хозяин — рабочий. Он и должен говорить на худож. советах языком хозяина. Рабкор мало уделяет внимания театру. Вы интересуетесь Красной армией, хозяйством, индустриализацией, — интересуйтесь и театром, который должен стать пролетарским.
Старичок в худых валенках, с седой бороденкой клином, тов. Суриков кроет шефов, от кото
рых рабочие ничего хорошего не видят... Мало уделяют внимания работники театра шефству.
Тов. Подорожный. В МХТ «Бронепоезд» не может задавить «Турбиных», а в Большом, если выкинуть 1-й акт из «Красного мака», остается один непонятный и ненужный рабочему хлам. Вообще театры, за исключением одной — двух хороших постановок, не подошли вплотную к своей задаче. Драматурги не связаны с фабри
кой, с заводом и поэтому рабочие на сцене действуют все скопом, какие-то ходульные, ненастоящие. Нужно больше уделять внимания тем трудностям, которые рабочий преодолевает в своей борьбе за новую жизнь. Балет, опера, никак еще не отозвались на жизнь.
— Нужно, чтобы театры стали нашими, чтобы была не рабочая, а нэпманская «полоска»!
— Ниточка!.. подает реплику из зала один из «заядлых». Пинчуков (красноармеец подшеф
ного полка) говорит о том, что в Иваново- Вознесенске, где профсоюз для рабочих закупил спектакль Ирмы Дункан и Экспериментального театра, после спектаклей устроил диспут, но рабочие не пришли, ибо ничего не поняли.
Германский режиссер Райх в краткой речи рассказывает о борьбе за пролетарский театр.
В заключительном слове тов. Ваграмов привел пример: когда создавалась газ. «Беднота», Д. Бедный спросил у тов. Ленина: какая должна быть крестьянская газета. Ильич ответил:
— «Иди к крестьянину, у него спроси».
— Вот почему группа «Пролетарского театра» приходит в клубы к рабочему вместе с ним строить театр, ему нужный. Кровью мы отвоевали заводы, фабрики, власть — а театры оста
ются не нашими. Сплоченной колонной пробьем брешь в стенах старого театра, завоюем театр!
По докладу принята следующая резолюция:
«Собрание рабкоров, совместно с рабочими и работницами Трехгорной мануфактуры, заслушав доклад представителя группы «Пролетарский театр» тов. Ваграмова, одобряет сближение работников пролетарского театра с рабочим
зрителем и горячо поддерживает их стремление к созданию ассоциации работников пролетар
ского театра, которая должна выявить и объединить все пролет. силы советского театра и организованно повести борьбу против всех антисоветских и чуждых рабочему классу течений».
После собрания состоялась художественная часть.
С. К.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ.
Группа «Пролетарской театр» выражает благодарность заслуженному артисту В. А. Кригеру, артисткам Кригер-Богдановской и Зое Санович, артисту Райскому и поэту Саше Крас
ному, выступавшим бесплатно по приглашению группы на вечере в клубе Трехгорной м-ры.