Статьи тов. Пашкова и Бескина в № 5 «Нового Зрителя» — на темы о новом драматурге, о новом актере и вообще о новом, грядущем, завтрашнем театре — прочел. Статьи волнительные по огромности поднятых вопросов и высказанных ожида
ний и требований по отношению ко всему, что входит в представление о новом театре.
Хочется, чтобы продлился, уточнился, оформился этот разговор, хочется в этому разговору примкнуть, «поддержать» его, внести в него чтонибудь от себя, как от старого спеца, — старого, но внимательно оглядывающегося в настоящее, продолжающего в этом настоящем работать и с большим интересом, заглядывающего в ближай
шее будущее. Искренно хочется откликнуться, принять участие в этих разговорах.
Но вот беда. Ужасное сознание: «нет времени». Ужасное, потому, что это значит: не хва
тает времени на то, чтобы попытаться осмыслить свою жизнь, разобраться в обстоятельствах новой
жизни, осознать и определить себя в ней. Нет времени поговорить и, может быть, поспорить о том, чему ты отдал старую жизнь и каким ты входишь, каким должен войти в новую жизнь.
И это проклятое: «нет времени» — тяготеет над всеми нашими актерами. И от старого, и от молодого (от молодого даже особенно) актера, слы
шишь эту жалобу, этот стон: не хватает времени. На что-то, может быть, самое важное, самое, даже, может быть, интересное — не хватает времени...
— Сознаюсь: сам понимаю, что не по существу, не на тему «откликаюсь». О том, что актеру «некогда думать», а тем более писать, и что он с трудом может подняться до «идеологии» вообще — об этом уже писалось. Что же де
лать? Что у кого болит... Понимаю, что вместо этого надо было бы серьезно и основательно поговорить с тов. Бескиным о монументализме нового стиля, и вместе с тов. Павловым «задумать
ся над переустройством актерской методологии». И вот — что же делать — «некогда».
Народный артист Республики В. КАЧАЛОВ

Дискуссия о драматурге, начатая т.т. Павловым и Бескиным, задевает актера непосредствен
но в Двух вопросах: 1) о «ролевых пьесах»; 2) о «живых людях» на сцене.
О т. н. «ролевых пьесах».
Мне кажется, что «ролевые пьесы» в старом их понимании, едва ли появятся. Сейчас индиви
дуальность в пьесе важна постольку, поскольку ее действия характеризуют какую-то среду, какоето явление. Судьба людей сама по себе самостоя
тельного интереса уже не представляет. Поэтому, нужно научиться показывать человека так, чтоб за ним чувствовалась среда. Нужно научиться играть понятия. Облики должны становиться нарицательными. Скажем, «мещанку» нужно выводить так, чтоб получился собирательный тип: «ме
щанка» с большой буквы, «комсомолка» с боль
шой букета и т. д. (Усложнения здесь могут быть значительны.)
Этот нащупывающийся стиль порождает, конечно, свои методы письма, постановки и игры.
Этот стиль уже сейчас дает себя чувствовать и едва ли он будет характерен ролями в старом их понимании, ролями, нагруженными личной интригой, тянущейся по всем 5 актам.
Скоро (да и сейчас это есть уже) вам не дадут целый вечер на то, чтоб заниматься судьбой 2—3 человек. Вас публика слушать не будет! Сейчас нужен за это же время показ более значительных явлений и событий. С каждым персонажем надо куда быстрее «разделываться». Акты должны
быть, как в боксе — раунды, когда в 3 минуты вам нужно убедить («уложить», нокаутировать) публику в том или ином явлении.
Поэтому, нужно искать новых форм, а не ждать старых «ролевых пьес». Поэтому, нужно искать новые методы письма, постановки и игры, более броские, яркие и экономные во времени!
Теперь о «дайте живых людей!»
Наиболее неправильной в этом деле я считаю позицию, занятую актером — позицию пассивного ожидания хороших ролей.
Нельзя же сидеть и ждать, пока появится стопроцентный по качеству материал! При нали
чии схематичной роли прямым делом актера является эту роль оживить и доработать; (очень важен вопрос, как вое это делать? — его бы сле
довало поставить самостоятельно!) хорошо, если это можно проделать с автором в форме прямого сотрудничества. Большим, решающим фактом в преодолении схематичности и сухости ролей является трактовка их, а это уж прямая обязанность режиссера и актера.
Совсем не плохо было бы уже сейчас иметь в наших пьесах готовый и хороший ролевой мате
риал. О чем говорить? Но раз этого почти нет, раз некоторые категорически (что, конечно, не верно)
утверждают, что хороших ролей у нас совсем нет. то тем более нужно ускорять устранение этого недостатка, самим за это дело браться (путем со
трудничества с автором), путем самостоятельного собирания трактовочного материала для роли.
Нельзя ждать пассивно появления советского Шекспира или Островского, а за отсутствие яр
ких советских масок и живых людей на сцене надо чувствовать и на себе, как актеры, некоторую ответственность!
Актриса театра Пролеткульта Ю. ГЛИЗЕР

Статья т. В. Павлова «Живой человек на театревесьма кстати и во время поднимает один из самых существеннейших вопросов нашей театральной современности.
Я, непосредственно работающий среда актеров и с актерами, должен констатировать, что среди актеров существует определенное недовольство и брожение, вызванное тем, что современными драматургами в большинстве игнорируются интересы мастеров-актеров.
Конечно, мы все отлично понимаем, что со стороны драматургов это отнюдь не злой умысел. Это объясняется рядом причин, порой весьма су
щественных, но, к сожалению, частично и тем, что новые драматурги еще не научились, создавая общественно и социально полезную продукцию, делать ее одновременно художественно значимой не только в целом, ню и в отдельных обра
зах действующих лиц. А без этого актер чувствует невозможность проявить по настоящему свое призвание, талант к мастерство и, естественно, тоскует.
Отсутствие настоящего материала для работы актера в свою очередь понижает художественный уровень спектакля и в результате отражается и на его художественно-общественном воздействии.
Но, кроме того, существует еще одно важное обстоятельство; перед нами возникают опасность
понижения актерского мастерства, а это опасность чрезвычайно существенная, которая, если такое положение осталось бы надолго, гро
зит снижением уровня русского театра и может больно дать себя почувствовать в тот момент, когда в новой драматургии появится соответственный актерский материал.
Руководитель Камерного Театра А. ТАИРОВ