СОВЕЩАНИЕ В АППО МК ВКП (б)

11 февраля в агитпропе МК ВКП(б) состоялось совещание по вопросам театральной поли
тики с участием коммунистов — руководителей театров, секретарей местных парторганизаций, работников театральной печати, губотдела и ЦК союза Рабис, руководителей УМЗП и Главискусства.
На совещании по заслушании доклада тов. Гамбарова был дан исчерпывающий анализ положения на театральном фронте.
Все выступавшие единодушно отметили своевременность и нужность созыва такого совещания.
Совещание отметило проникновение в театры чуждого элемента, ряд ненормальностей в под
боре репертуара некоторыми театрами («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Цилиндр», «Багровый остров» и целый ряд пьес клубного репертуара, а также попытки протащить пьесу «Бег»), недостаточное руководство театральной жизнью со стороны Главискусства, ряд упущений по профсоюзной линии, совершенно не
соответствующий запросам массового зрителя характер теа-журналов («Новый Зритель», «Современный Театр», «Цирк и Эстрада»), недостаточность внимания к работе драмкружков (горо
да и деревни), трамов и других видов самодеятельного театра.
Одновременно были отмечены и достижения революционных театров (театр Революции, театр им. МГСПС, Пролеткульт, передвижные театры УМЗП) в деле подбора репертуара и пол
ной ориентации на рабочего зрителя, а первых двух и в создании широкой партийной и советской общественности при театре.
Совещание наметило мероприятия для устранения отмеченных ненормальностей и ряд мер к дальнейшему развитию группы революционных театров.
Для выработки резолюции к предстоящей партконференции московской организации была выбрана комиссия в составе т.т. Гамбарова, Гейтц, Киршона, Кузьмичева, Медведева, Ядрова и др., которая окончательно оформила в резолюции все высказанное на совещании.
Чрезвычайно деловой подход участников совещания в горячо развернувшихся прениях,
глубокая продуманность резолюции, наконец, самый состав совещания — являются надежной порукой тому, что оно оставит глубокий практический след в деле строительства на театральном фронте. М. ГЕЙТЦ

ГАРМОНИСТЫ И ИХ КОНКУРС

Закончившийся 3-й губернский конкурс гармонистов-любителей, не профессионалов, дает, как-будто, возможность подвести итоги художественно-организационного порядка этому большому общественному начинанию.
Предварительно было бы интересно выяснить, насколько повлиял этот ежегодный сбор гармо
нистов на целый ряд моментов, стимулирующих творчество масс? Повысилось ли качество исполнения в отношении техники и поднятия худо
жественного вкуса (репертуар)? На этот вопрос конкурс, повидимому, отвечает отрицательно. Точно также конкурс подтверждает печальную истину, что тип этого инструмента не улучшил
ся, несмотря на трехлетний период бурных об этом разговоров. Хотелось еще знать, какие сдви
ги общественного порядка наметились на местах в связи с конкурсами популярных всюду музыкантов? Наконец, как отразилось премирова
ние на их общественном положении, на облегче
нии им продвижения по линии музыкального воспитания? Думается, что самый глубокий анализ достигнутых результатов конкурса существенно необходим, если мы не хотим заморозить столь удачно начатое дело во льду официального равнодушия.
Конкурс оставляет впечатление отсутствия у организаторов четкой целевой установки. Между тем, цели и возможности подобных конкурсов ширятся с каждым днем.
Не следует забывать, что увеличением кадров гармонистов — настоящих музыкантов — должны были бы заинтересоваться наши кино-орга
низации. Очевидно, что тысячи проектируемых кино-установок на селе потребуют музыкального сопровождения, которое будет на первый случай обслуживаться гармонией, как инструментом, наиболее доступным в наших условиях.
Всем известно, какое значение имеет в деревенском быту гармонист, который, кроме чисто развлекательно - художественных обязанностей, несет еще разнообразные общественные нагрузки. Редкая изба-читальня обходится без гармониста, игра которого определяет начало и конец общественных собраний. Всякое передвижение деревенской молодежи, как организационное (шествия,
походы и т. д.), так и проводимое в порядке собственной, инициативы (гуляния), неизменно про
исходит под знакомую музыку своего гармониста и, конечно, пока что, радио не может заменить гармониста — организатора бодрых вдохновений и носителя жизнерадостных ритмов. Непре
менный участник всех сельских обрядов (свадеб,
крестин и проч.) он должен был бы исполнять роль запевалы в том хоре-коллективе крестьянской молодежи, которую он всегда и всюду сопровождает в силу своеобразных особенностей жиз
ни нашей деревни. Таким образом, гармонист
может быть рассматриваем, как некоторый центр, вокруг которого располагается разнохарактерный коллектив — с идеологической установкой, много зависящей от идейной нагрузки самого гармо
ниста и от его умения захватить руководства над этим коллективом. В таком случае, при над
лежащем воспитании гармонист может и должен стать глашатаем новой советской культуры, живой радио-установкой.
Обстановка, в которой просходил рассмотренный конкурс, наводит на некоторые размышле
ния о недостаточном учете больших социальных, возможностей, им открываемых. Следовало бы
многое изменить в проведении этих конкурсов, начиная с их формы. Прежде всего, надо пере
смотреть самый план соревнования, перестроив его с премирования исполнителей на премиро
вание их репертуара. Следовало бы преподать местам, как непременное условие для участия в
конкурсе, определенное репертуарное задание, о точным наименованием требуемых пьес. Так
например: 1) классика—2 пьесы—лирическая и техническая; 2) этнографически-народное творчество — песня и пляска; 3) революционная тематика — песнь или марш и т. п.
Следует думать, что если мы не хотим свести на-нет уже проделанную работу, которую надо считать подготовительной, то продолжать ее надо углубляя и расширяя задание, включив на бу
дущее время в план соревнований и песню, и пляску, и живопись, и театр, и пр., давая воз
можность рабоче-крестьянской массе обнаружить скрытые в ней художественные дарования.
Г. КОРСАКОВ