О ХУДСОВЕТАХ

Из беседы с т. Н. Равичем

Действующее положение Главискусства о художественных советах, несомненно, не может охватить всех задач, стоящих перед худсове
тами. Это подтвердил полуторагодовой опыт: худсоветы нуждаются в некоторой дополнительной инструкции.
На основе уже имеющихся результатов работы худсоветов, их можно разделить, по сущности, на три группы. К первой из них относятся такие худсоветы, где общественное пред
ставительство составляет меньшинство, да и то в значительной степени подобранное самой администрацией. Такие советы малодеятельны,
они являются как бы придатками к театрам и творческая работа театров с ними лишена той струи общественного воздействия, без которой немыслимо сейчас какое бы то ни было движение вперед.
Вторая группа — это театры, где общественная часть советов наталкивается на пассивное или активное сопротивление администрации, что вынуждает худсоветы итти по линии завое
вания своих нрав в театре. Это — неизбежный, но болезненный процесс, иногда, тем более не
приятный, что общественности приходится идти на конфликт с актерской массой, зачастую поддерживающей администрацию, — и этим уничто
жается возможность совместной дружественной работы.
Наконец, третья и последняя группа художественных советов — те из них, которые как бы срослись с театрами, стали защитниками театра, его зеркалом, в общественном преломлении отражающим все художественное и идеологическое лицо театра.
Чем объяснить, что эта последняя категория, в которой худполитсоветы как бы срослись с администрацией и актерской массой и дополни
ли их — состоит из театров послеоктябрьской формации? — Надо думать, это происходит потому, что аки, стоящие особняком в этом смы
сле, составляли всегда предмет особой заботы правительства, считавшего необходимым, по указанию Владимира Ильича, сохранить эти те
атры для ознакомления пролетариата с оставшимися нам в наследство сокровищами класси
ческой литературы, занимавшими центральное место в репертуаре этих театров. Это было как
бы практическим осуществлением одного из заветов Маркса, который писал: «идиот тот, кто не понимает, насколько необходимо пролета
риату знакомство с классическим репертуаром, не исключая и античных трагедий».
Между тем, театры — детища Октябрьской революции (театр Революции, им. Мейерхольда и др.) росли, преодолевая препятствия на основе общественной поддержки, были вскормлены общественностью, и в сформированных ею художественно-политических советах нашли основной толчок для развития своей деятельности.
Разумеется, работа каждого театра, а следовательно и каждого художественно-политического совета до известной степени индивиду
альна, связана с особенностями того или иного театра. Надо признать особенно удачным замечание, сделанное представителем ЦК комсомола в худсовете Малого театра: он считает необходимым условием успешности работы обще
ственной части худсовета — изучение им истории и особенностей театра.
Итак, для того, чтобы успешно работать, — необходимо изучать своеобразную природу каждого театра, тем более, академического, — имеющего свои традиции, свое мастерство, техниче
ски совершенствовавшееся и накапливавшееся из поколения в поколение. Надо иметь в виду, что основное творческое ядро в таких театрах до сих пор составляют представители старшего художественного поколения, выросшие на дореволюционных традициях и вынужденные теперь меняться, отображать новую жизнь и нового человека.
Иные театральные деятели с оттенком сожаления говорят о том, что вымирают целые со
словия (например, сословие адвокатов) и что театральные маски, типаж, выработанный в ре
зультате тщательного наблюдения и большой затраты творческих сил, — исчезают. Новые же пьесы представляют неблагоприятный материал для актерской игры.
Совершенно естественно, что в результате победы пролетариата вымирают сословия, принадлежащие к враждебным ему классам. Жа
леть об этом никак не приходится. Было бы бессмысленно, например, показывать теперь адвоката типа Карабчевского, но совершенно

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ УЗП

В Главискусстве открылся созванный театральным отделом Центральный Совет УЗП.
В повестку работ совета включены вопросы о принципах и методах формирования театральных групп на ближайшие летний и зимний театральные сезоны, об учете и переподготовке ру
ководящего художественного и хозяйственного персонала, о типовой смете и отчетности театра, а также о кино-фонде.
Председательствует на совете Н. А. Семенова, которая выступила с докладом по первому вопросу. Отмечая значительный рост всего теа
трального дела провинции за последние годы, докладчица, тем не менее, считает положение в целом все еще неудовлетворительным. Известная налаженность существует только в ограниченном количестве пунктов. Средняя же и мелкая провинция продолжает оставаться в самом плачевном состоянии.
В дальнейшей части своего доклада Н. А. Се
менова подчеркнула, что немаловажными факторами, влияющими на такое положение, явля
ются бессистемность формирования театральных
трупп, абсолютная неналаженность театрального обслуживания мелкой провинции, краткосезонность и др. Мерами, могущими помочь изжитию этих моментов намечаются следующие: ставка на художественный ансамбль с годовой службой, четкий централизованный план формирования и переброски театральных трупп по го
родам, максимально-рациональное формирование каждого ансамбля и упорядочение вопроса о ставках.
Разработка тезисов и предложений Н. А. Семеновой происходила в специально организованных двух комиссиях, сообщивших о своих ре
шениях, возобновленному заседанию совета. Прения по докладу носили деловой характер.
Много внимания было уделено вопросу об амплуа. Часть ораторов настаивало на их упра