4. „Смерть
Тарелкина“.—
был лишен театра, в сущности оказали ему большую услугу, сами того может быть не желая. В этот перерыв Вс. Мейерхольд подготовил тот взрыв старого театра, который произошел в день генераль
ной репетиции,,Великодушного рогоносца“. С этого момента начинается история конструктивизма на театре.
,,Рогоносец“ сразу решил задачу и утвердил конструктивизм не только как но
вый способ оформления театрального зрелища, но и как новую художественную идеологию.
От старой декорации „Рогоносец“ отличался: 1) отсутствием иллюзорности,
2) трехмерностью и 3) отсутствием самодовлеющих эстетических заданий.
В макете „Рогоносца“ мы видим предметный монтаж, что не практиковалось на сцене до сего времени. Элементы: комната Стеллы, мельница, окна, двери, лестницы, все то, что раньше бы подлежало изображению на холсте, или реализации при помощи подстроек, было взято в от
дельности, в основных характерных для каждой вещи формах, и монтировано на сценической площадке в согласии с заданиями игры актеров.
В установке „Рогоносца“ не было ничего рассчитанного на эстетический эффект.
Это, однако, вовсе еще не значило, что установка „Рогоносца“ была лишена ка
кой бы то ни было эстетической ценности. В постановке не было „эстетства“, красоты ради красоты, не было подмены агитационной сущности спектакля краси
Театр Мейерхольда.
„Лес“ Заключительный эпизод.
востью, сведения зрелища только к пестрому, забавному развлечению.
„Рогоносец“ решил проблему „сценической установки“ статического типа.
По типу „Рогоносца“ была решена (во многих отношениях неудачно) „Земля дыбом“ (художник — Л. Попова) и неосуществленный второй вариант „Леса“ в по
становке Вс. Мейерхольда (художник — Ф. Федоров).
В процессе даль
нейшей практики московских театров необходимо отметить тенденции, с одной стороны, к усложнению установки — „Озеро Люль“ (худ. Шестаков) и, с другой, к доведению до крайней простоты и выразительности — „Доходное место“ (художн. Шестаков).
Стремление достигнуть максимальной выразительности при минимуме исполь
зуемых для этого средств заставляег развертывать спектакль на гладкой площадке сцены, заполняя ее лишь неболь
шими сконструированными предметами —
мебелью („Смерть Тарелкина“ — художн. В. Степанова). Здесь элемент, вещь выступают уже совершенно обособленно. Он
(элемент) не зависит от других элементов, рядом стоящих. Он говорит только за себя. Момент „монтажа“ устранен.
И тут впервые возникает желание сделать сценическую вещь не мертвой, ста
тичной, а живой и динамичной. Заставить ее играть наравне с актером.
В „Тарелкине“ актеры из этого поло
жения вышли с честью: игра живого ор