„Лес“. Райх и Мухин.
ганизма оказалась гораздо более выразительной, чем игра мертвой все же вещи (пример: изображение „хобота“ при помощи зонтика и без него).
5. „Лес“. Отказ от установки и использование для игры элементов и отдельных вещей не был воспринят театральной практикой полностью. Дальнейшая работа пошла по средней линии: минимум
установки при максимуме использования элементов. Эта формула оказалась очень жизненной. „Доходное место“, отчасти „Земля дыбом“ и главным образом „Лес“
(3 вариант, осуществленный), были решены в этом направлении.
6. Кино. Анализируя причины, толкнувшие на мысль решить проблему сценического оформления путем установки на сцене ряда отдельных вещей (элементов), необходимо будет отметить благодетельное влияние кино.
Кино строит свои сцены по большей части около какого-либо одного предмета, меняя предметы и драматургические ситуации с присущей ему быстротой. Эта динамика для театра современности была очень же
лательна. То, что нашел кино, нашел и театр с некоторыми вариациями, исполь
зуя по существу тот же метод. Здесь не
обходимо оговориться, что это влияние шло от американского кино и, главным образом, от детективной фильмы.
—С того момента как желание сделать сце
ническую установку динамичной появилось у мастера сцены и художника - конструктора, работа в этом направлении продолжается до сегодняшнего дня.
Первую динамическую конструктивную установку выпустили Государств. Высшие Театральные мастерские (Гвытм) Вс. Мейер
хольда, демонстрируя на „вечере работ мастерской“ в сезоне 1922 — 1923 г. установку „Тиары века“ — Вас. Федорова, установку спроектированную и полностью разработанную в чертежах еще в 1921 г.
Здесь, впервые на сцене, были демонстрированы лифты, поднимающиеся пло
щадки, поднимающиеся тротуары с круговым вертикальным вращением, подвесная площадка. На сцене совершенно отсут
ствовали станки. Все было укреплено на троссах и двигалось ими же. Во всей установке, заполнившей 2/3 громадной сце
ны театра была только одна неподвижная точка: центральная площадка.
То, что было начато в „Тиаре века“,
7. „Тиара века“. „Озеро Люль“
8. К динамической
установке!
было повторено и разработано дальше, путем введения некоторых новых движений, в „Человеке-массе“ (отчасти) и, главным образом, в „Озере Люль“ (худ. Шестаков).
Таковы итоги
трехлетней работы. Какие отсюда можно сделать выводы?
Существует конструктивная сценическая установка (1).
Существует два типа конструктивной сценической установки: статический („Ве
ликодушный Рогоносец“) и динамический („Тиара века“). Первый тип исчерпывающе разработан и утвержден, второй — подлежит внимательной и упорной разработке, т. к. только при посредстве установок этого типа будет возможно отразить ритм современности (2).
Существует сценическое оформление по методу „элементов“ („Смерть Тарелкина“), в чистом виде не применяемое (3).
Дальнейший путь — динамическая установка и максимальное использование элементов. Игра актера, игра вещи, игра установки, соответственно координирован
ные, дадут возможность осуществить на сцене тот ритм, в котором зазвучит машинизированная РСФСР (4).
В. ФЕДОРОВ