Мы возражали против мещанского любования бытом, и театрального передвижничества.
Мы протестуем против случайных зарисовочек, натуралистических картинок и анекдотов.
И уж конечно, не стали бы противопоставлять новый сценический реализм безпочвенной и оторванной от жизни романтике старого эстетического театра
„Пора перестать разрушать, наступает пора строить — заявляет далее Шершеневич. Руководители левого фронта как оказывается „занимались только разрушением и никогда несозиданием .
Говорить подобную чепуху может только человек не имеющий никакого представления о процессе диалектического развития художественных форм.
„Раньше разрушали, а теперь будем строить . Нет, это слишком уж просто: так строются карточные домики эстети
ческих теорий Шершеневича, но не так развивается искусство.
Новое искусство возникает из старого, как антитеза и по мере своего вызревания медленно преодолевает и разрушает отживающие и утерявшие содержа
ние художественные штампы каноны и формы, заменяя их новыми.
Левые режиссеры разрушали старое лишь постольку, поскольку ут
верждали какую - либо новую художественную идею и говорить о современных художниках театра только как о бомбометателях в лучшем случае наивно.
Всего высказанного Шершеневичем в его поверхностных и бездоказательных тезисах не пересчитаешь и неупомнишь.
Хочется только для иллюстрации подлинных тяготений Шершеневича привести его трогательно-откровенное заявление о том что:
„Прозодеждой актеров в наши дни должна явиться их обычная одежда: фрак:
Не родилась ли и вся статья Шершеневича из этой тоски по фраку по старому, пошлому европейскому фраку, по крахмальным манжетам и золотой хри
зантеме в петличе — этому великолепному символу буржуазного эстетизма.
Не вызваны ли тезисы Шершеневича тоской по его художественной родине, по искусству витающему в безвоздуш
ном пространстве формальной эквилибристики?
Не являются ли они выражением праздного и растратившего все свои духовные ценности буржуазного эстетизма?
На это во всяком случае похоже.
ВЛАДИМИР МАСС

Никакой сенсации нет в том, что Вадим Шершеневич написал свои „тезисы (см. выше): каждому человеку вольно менять вехи. Не беда и то, что нашелся журнал— „Зрелища — в дискуссионном порядке их напечатавший: В. Шершеневич — достаточно для того театрально звучащее имя.
Гораздо хуже, что журнал „Зрелища этими еретическими „тезисами открывает номер, — как бы действительно намечая некоторую новую веху по фронту револю
ционного театра. И совсем плохо, что сопровождающий „тезисы Шершеневича редакционный комментарий делает вид, будто речь идет лишь о „внутрипартийной дискуссии.
4-й тезис Шершеневича гласит:
Утверждать, что революционными пьесами будут пьесы, будящие классовую осознанность и зовущие к классовой борьбе, хорошо на за
паде, но не у нас. Для нас уже недалек момент, когда не будет классов, а будет класс.
Неужто уже „недалек ? А вот Ленин бросил нам формулу: „всерьез и надолго .
А вот Коминтерн пять лет твердит Шершеневичу: „в плоскости классовой борьбы — забудь разницу между западом и тобою .
Политическая безграмотность этого шершентезиса равняется той непринужденности, с какой его изобретатель перепар
хивает с „Рабочего Зрителя в „Гостинницу и обратно, залетая иногда в ревклевые „Зрелища , чтобы насидеть здесь столбец другой „тезисов — определенно реакционных и правых.
„Широк человек, — я бы сузил .
* * *
В небезинтересной статье о путях
современной драмы В. Волькен