изумительное чтение, создает ему успех, имя и положение.
Хотите приблизительное сравнение Моисси — наш Качалов.
Посмотрите на обложке Гамлета-Моисси и вспомните Качалова-Гамлета. Не чув
ствуете сходства? Даже во внешности. Гамлет, между прочим, далеко не из лучших и у Качалова.
За то трудно забыть Моисси в „Эдипе .
Я видел его в цирке. Часть цирка (откуда выходят исполнители и верхнее по
мещение для оркестра) превращена в колонаду с широко-спускающейся лестницей, упирающейся в арену. Действие происхо
дит на лестнице и на арене. Когда ослепленный Эдип уходит — он спускается с лестницы, какой-то застывшей фигурой пересекает манеж и направляется туда,— где выход. Это продолжается минут 4—5. Но напряжение этих пяти минут трудно передать. Их надо испытать. Только что наполнявший огромный цирк бархатом своего изумительного голоса и блеском живых глаз Моисси сразу точно потух и без единого эффекта на силу, на педаль — уходит, унося с собой очелове
ченную и осегодняшненную трагедию несчастного Эдипа.
Такие трюки сгущенной, кристаллизованной простоты умеет в плане психо
логического театра создавать еще Дузе хотя бы в „Джиоконде или в „Даме с камелиями .
Моисси будет играть в русском ансамбле, в оперном театре Зимина. Боюсь, что это опасный опыт. Боюсь, что в такой оправе подлинный Моисси может не дойти.
В обещанном репертуаре, между прочим, и „Живой труп Толстого. Моисси играет Федю Протасова. Ту роль, которую в Ху
дожественном Театре исполнял Москвин. Это интересно. Вот и в Америке сейчас некоторые роли, в том числе и Федора Иоанновича в очередь с Москвиным играет Качалов.
Давно уж говорят, что Моисси очень близок нашей советской идеологии. Если это так, приветствуем вдвойне нашего гостя на земле СССР.
ЭМ. БЕСКИН.
глубине портфелей и столов уже несколько месяцев валяются снимки русских поста
новок. „Что-то очень сумасшедшее. Бред какого то Мейерхольда был забыт и от
ложен тупыми лондонскими театралами. Ныне — по милости английского рабочего правительства, фотографии „Рогоносца и „Смерти Тарелкина удостоились напечатания в „Графике .
Смешной инцидент. И одновременно— важный и обязывающий факт „культурного признания ?..
На международной художественно-литературной бирже появятся новые ценности.
Увидев „Мейерхольдовскую страницу „Графика“, схватятся за голову прозевав
шие событие знатоки многочисленных „Studio , „Art ob , „Artistic ob“, „Pitloresque ob и других специально-искусствоведских журналов. Московские корреспон
денты западных газет, даже американских телеграфных агентств, успели уже после этого события, отправить своим редакциям белые телеграфные фельетоны на тему, кто же такой этот Мейерхольд.
Запад, бессильный создать свой театр, трагическому рокоту Мунэ-Сюлли и Моисси предпочел сейчас Чаплина и пятилетнего
„кино-короля Джекки. В свое время Запад, пытался вспрыснуть себе живой воды „углублял французскую лжетеатральность, извлекал из пыли японскую мимическую драму, подготовлял тем самым сцениче
ские успехи Метерлинка. Теперь - Европа путается в ощущениях, ждет спасения одновременно от буддизма, масонства и негритянского танца „Жава . В поисках жизненного эликсира — обязательно схва
тится за простоту Мейерхольда, сделает био-механику самым модным, „фешенебельным словом обоих полушарий.
Светский „График проявил чутье, и политический нюх современных хозяев
старой Англии. Не в колымаге-оглушающих заезжего иностранца ак-театров, не в эмигрантски-художественной „симфонии вздохов , не в любовно-расписанных, европейски-камерных дощечках и фарфоровых платьицах взойдет русский — театр над Европой. Европа задыхается, ей нужен воздух, жизнь... Но снобы приспособят био-механику к образу и подобию своему, выхолостив ее в пресный спорт. И устре
мятся в поиски новой Экзотики... к лопарям, к самоедам?
ГЕРОНСКИЙ