Третьяков— сделавший свою пьесу на инсценировке подлинного события (10 рабочих, работая без противогазов и подвергаясь смертельной опасности, почи
нили лопнувший газопровод и спасли свой завод) — стремился к закреплению новых форм быта и новых человеческих типов. Исключительно демонстративное значение его вещи вызывает необходимость осо
бого к ней подхода. „Противогазы — не
театральны в обычном смысле слова. В них нет ни стремительно развернутого дей
ствия, ни захватывающей, обостренной
интриги. Это только показывание быта — подчеркнуто будничного и серого, сквозь оболочку которого прорастает величай
ший героизм, которого не нужно оттеня
ть и выпячивать. Он остается спрятанным под корой обыденных фактов. Патетика здесь приглушена, она только подразуме
вается — что однако не мешает ей быть ослепительно яркой и напряженной. Театр Пролеткульта

— обнаружил великолепную проницатель

ность в подходе к пьесе. Он отказался от специфически театрального антуража, перенеся все внимание на конкретизацию намеченных бытовых схем и на сгущенный реализм показываемых фактов. Сняты ветхие покровы традиционной театральности.

Нет жеста, позы и пафоса.

Есть работа, крепкая, четкая речь, хорошо организованное движение.

Это быт хорошо слаженных человеческих моделей.

Представление — развернуто в сосредоточенной деловой атмосфере работающего завода. Среди громадного корпу
са — громоздятся уходящие в потолок стальные туши газогенераторов, окутанных лестницами и площадками.
Только маленькая досчатая установка понадобилась, как добавление к обычной физиономии заводского корпуса. Представление построено на площадках, лестни
цах и переходах, приспособленных для обслуживания аппаратов. Оно крепко вделано в строгую раму машин. Эта естественная конструкция удачно и полно ис
пользована. Действие перекидывается от бетонного пола до железного мостика
у потолка. Представление сделано на работе. Актеры без грима, в обычных рабочих костюмах — выполняют ряд трудо
вых функций. Они работают на лестницах и переходах, по очереди опускаются в газовый ток, работают с носилками, телефонируют. Это — быт.

Сведенный к экономным и простым схемам жест — четок.

Речь — выразительна и проста (никакой аффектации.

Зрители — разместились кто где и кто как. На штабелях, сложенных у стены. На подоконниках. На немногих скамьях. Их тес

ное кольцо охватило действующих актеров. Вот это рабочий зритель, а вот это — ра
бочий — актер, ждущий очереди итти в газ.
Рядом их неотличишь. Никому непоказалось бы странным, еслиб они вдруг поменялись местами.
ГАГЕН.

Это было в частной квартире. Это не был концерт, потому что пели девушки в форменных ученических платьях. Но это и не был „экзамен , потому что все происходило к обоюдному удовольствию — по

ющих и слушающих... „Демонстрировались шестеро учениц музыкального техникума.
Этот техникум — одно из завоеваний революции. Помещается он там, где раньше, на потеху пьянствующего московского

барства и купечества, полу-певицы — полупроститутки пели кабацкое, угарное... Те

перь бывший „Яр занят под культурнопросветительное учреждение, состав уча
щихся которого (до 150 человек — в возрасте от 8 до 25 лет, обоего пола) в пода
вляющем большинстве пролетарский. МОНО содержит техникум на полном снабжении.
Но они же прекрасно поют — эти ученицы! Вот эта тамбовская крестьянка, всего восемь месяцев назад бывшая прачкой, конечно же, лучше поет любой ба
рышни — „ученицы профессора ... Пусть я профан, — но я хорошо знаю это мертвое „ученическое пение: его просто противно слушать. А здесь слушаешь с удовольствием — хотя и далеко еще не закончен

ИЗ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРОФАНА