К. Гаврюшин

как работает советская кинохроника

немного истории

Советская кинохроника рождалась в период боев за Октябрь. К тому времени втносятся пер
вые съемки советской хроники. Превращение кинохроники в самостоятельную отрасль кинематографии происходит в 25—27 гг.
В 21—23 гг. на Гнездниковском 7 была комната с надписью— «Бюро хроники». И было, примерно, так: Иосилевич составлял план, он же посылал операторов и руководил съемками, он же в основном монтировал, редактировал,, сдавал в прокат номера «Сошсиножурналов».
Прошло 6 лет. Бюро хроники разрослось до специального треста «Союзкинохроиика». Число операторов хроники выросло до 15 человек. Выросло количество редакторов-ыонтажеров. Появились сеть базовых и корреспондентских пунктов по СССР, собственная фильмотека, лаборатория и многое другое, необходимое для работы. Выросла и хроникальная продукция. Вместо выхо
дившего раз в месяц, а то и реже, жзфнала «Союзкинохроиика» выпускает раз в пятидневку общий и ряд отраслевых журналов, большое количество хроникальных фильм различного метража. Не только немые, но и звуковые хроники и фильмы создаются «Союзкийохроникой». Наряду с количеством растет и качество хроникаль
ной продукции. Сравнивая любой номер журнала 23—^25 гг. с журналом, выпущенным сегодня, нельзя не заметить лучшей подачи материала
и политической заостренности и направленности его.
И, однако, несмотря на несомненный рост советской кинохроники, еще и сегодня тот же Иосилевич сам составляет план, сам руководит посылкой операторов, сам редактирует и монти
рует, сам учит новых людей работе. Он же. ведет неравную борьбу за продвижение хроники на экран, он же принимает готовую продукцию своей фабрики, он же работает над методикой построения хроники, пишет сотни писем корреспонден
там, добивается улучшения качества продукции, он же бьется за усиление технической базы со своим же хозяином Союзкино. Мы приводим это описание работы Иосилевича только лишь для того, чтобы показать, что никто, кроме небольшой
группы работников хроники, ему в его работе не помогает.

отношение к хронике

Несколько лет группа работников хроники бьется над тем, чтобы превратить хронику в дей
ствительного помощника партии и рабочего класса, и никто не только не помогает им в этом, но даже как будто и не замечает роста этой отрасли кинематографии. Наша общественность, особенно кинематографическая, профсоюзные, партийные организации, печать —- общая и специальная, критика и научные органи
зации недостаточно помогают хронике, а часто и не желают ничего знать о ее работе.
Недостаточное внимание к вопросам хроники явствует из того, что до сих пор мы не видели ни одного критического обзора или оценки продукции хроники, не видели общественной помо
щи в преодолении «узких мест» в деле развития хроники, не имеем даже попыток разработки методологических вопросов кинохроники — ни со стороны печати, ни со стороны общественности.
Когда оглядываешься на недавнее прошлое хроники, то просто удивляешься, каким образом хронике ■ удалось не только уцелеть, но и развиться. При полном отсутствии поддержки со стороны печати и общественности, при м н о г о- численн 1л х попытках недавних кинохозяйственников свернуть или совсем прикрыть хронику, наряду с пренебрежительным, а порою явно контрреволюционным отношением проката и особенно кинотеатров хроника выросла отно
сительно других видов кинопродукции н сейчас идет впереди всех кинофабрик не только в вы
полнении своего промфинплана, но и больше всех кинофабрик помогает партии и рабочему классу в борьбе за промфинплан, за социалистическую реконструкцию промышленности, сельского хозяйства, за большевистские темпы социалистического строительства.
За все это время ни АРРК, ни ОЗПКФ, ни газета «Кино» не только не сделали ничего в помощь развитию хроники, но и самым пре
ступным образом саботировали дело привлечения внимания широкой пролетарской общественности к вопросам хроники.