Н. Носов, П. Носов

о пройденном

этапе

Помещая статью тт. Н. и П. Носовых, редакция выражает сожаление, что авторы, вместо серьезной критики работ по цветному кино, ведущихся в Востоккино и НИНФК, стали на путь бездоказательных выпадов. Тт. авторы, не видя работ т. Анощенко (судя о них по рассказам „очевидцев ), бросают ему упрек в сознательном подтасовывании дем .нстрируешых им нусков. Или, предлагая НИКФИ заняться научной стороной проблемы цветного кино, авторы в той же ста
тье „поражаются ненаучной постановкой дела в цветном секторе НИНФИ. Реданция полагает, что при таких способах обращения с ра
ботами других исследовательских групп единства—действительно необходимого—не достигнешь.
Работа по цветному кино начата нами с ноября 1930 г. Первоначально мы занялись изучением существующих заграничных систем цвет
ного кино н детальным ознакомлением с ними. Это имело громадное значение для широкого, всестороннего подхода к разрешению задачи создания советской системы цветного кино. Разрабатываемый нами способ цветного кино был пред
ложен фабрике Межрабпомфильм для проведения окончательных экспериментов, проверки и реализации в производстве. Постановка экспериментальной работы на фабрике долгое время тормо
зилась, и лишь созданный в апреле 1931 года БРИЗ фабрики окончательно разрешил этот вопрос, отпустив средства и организовав экспери
ментальную группу, приступившую к работе в мае 1931 г. в составе тт. Кабалова, Пырченко, Спиридонова и Н. Носова.
В основу нашего двухцветного способа цветного кино мы положили возможность демонстрации цветных фильм при помощи обычной про
екционной аппаратуры, не допуская каких-либо переделок или пристроек к последней, обеспе
чивая таким образом цветной фильме широкое распространение в производстве, а также наиболее легкий переход к более совершенному трехцветному способу.
Основным тормозом развития цветного кино на Западе является ограничение съемочных воз
можностей применением светофильтров при съемке, в результате чего получается большая потеря светосилы. Мы пришли к конструкции такой съемочной аппаратуры, которая давала бы возможность осуществлять цветоразделение не только при помощи светофильтров, но также и
подбором негативного материала различной цветочувствительности, что способствует уменьшению кратности светофильтров, сводимой, в зависимости от характеристики цветочувствитель
ных материалов, к нулю. Это дает возможность вести съемку совершенно без фильтров и избежать, таким образом, потерь еветоеилы.
В кратких чертах получение цветного изображения по нашему способу заключается в сле- Чующем. В процессе съемки цветного предмета на панхроматическую пленку получают два оди
наковых изображения, снимаемых с двумя доаолнительными светофильтрами. Таким образом почернения на негативе соответствуют пропускае
мому фильтром цвету снимаемого предмета.. С полученных этим путем двух негативов изго
товляются прозрачные цветные копии таких цветов, которые являлись бы дополнительными для того светофильтра, через который снят нега
тив, и монохромные отпечатки пЬмещаются один на другой. В результате мы получаем многоцвет
ное изображение, более или менее правильно передающее цвета снимаемого оригинала. В таком способе цветное изображение получается непосредственно на пленке, и цветная фильма может демонстрироваться на обычной проекционной аппаратуре, не вызывая осуществления спе
циальных проектов, что имеет место в других системах цветного кино.
В основном получение цветного изображения нашим методом распадается на негативный и позитивный процессы. Работа в области негатив
ного процесса в свою очередь делится на три части: съемочная аппаратура, цветочувствительные материалы и светофильтры.