Н. Иезуитов

Некоторые проблемы

методологии учебной фильмы

Вопрос об учебной фильме не сходит с повестки дня несколько лет подряд. То затухая, то вновь разгораясь, он дебатируется в разных уч
реждениях и разных аудиториях. Но решение вопросов учебной фильмы подвигается медленно, если не сказать не подвигается вовсе. Сложные и многообещающие проекты оказываются на деле нереальными утопиями. Выполне
ние производственных планов наталкивается на непреодолимые, по мнению некоторых работников, препятствия. Вместо борьбы с этими препятствиями, производственная программа от
кладывается в надежде на то, что авось новый хозяйственный год принесет более «благоприят
ную» конъюнктуру. Новый год приходит, и все остается по-старому, разве только производственный план по учебной фильме, по сравнению с предыдущим годом, расширяется и разбухает, чтобы создать тем большие ножницы между программой и ее выполнением.
Стоит набраться терпения, и можно составить длинный проскрипционный список так называе
мых «объективных» причин, которые мешали и до сих пор мешают развитию учебной кинема
тографии! При внимательном рассмотрении этих причин почти все они оказываются на деле субъективными причинами, т. е. такими, которые могли бы быть устранены, если бы производственники и руководители учебной кинематогра
фии более решительно взялись за их искорепение. В этом плане на одном из первых мест стоит вопрос о теории учебной кинематографии. Теоретическая работа в этой области ведется из рук вон плохо, вразброд, кустарпо, без ясной марксистско-ленинской установки. Если дерево учебной кинематографии начинает чуть-чуть зе
ленеть, то теория — к огорчению друзей учебпого кино — пока еще серее всякой серой кошки. Отдельные работники, оторванные друг от друга, хотя и предпринимают за свой страх и риск плохо подготовленные вторжения в область теории, но, расправившись по-партизански с первыми попавшимися под руку проблемами, они
1 Обработанный доклад, прочитанный автором 17 ноября 1931 г. на заседании киносекции Института ЛИЯ Комакадснии.
не смеют иттп дальше. Линии, по которым ведется работа, не встречаются, не пересекаются, а расходятся в неопределенных направлениях и в разные стороны. Теоретическая работа не подвергается критике (мы уже не говорим о самокритике, о которой здесь и знать не знают). Подобно кроту, ведет какая-нибудь лабора
тория работу по изучению влияния кино на .детей, публикует от времени до времени результаты своих экспериментальных исследований. А какова цель этой работы, как связана данная работа с общими вопросами марксистско-ленин
ской методологии учебной кинематографии, — это пикому неизвестно и прежде всего самим исследователям. Руководители таких лаборато
рий, полагая, что они что-то делают для кинопедагогики, работают в действительности нередко для исторического архива по учебной кинематографии. Данные, добытые ими, покрываются пухлым слоем пыли, вороха анкет желтеют сваленными по углам, а потом сдаются за ненадобностью в утильсырье. Было бы, конечно, нелепо утверждать, что подобным образом работают все научно-исследовательские киноорганизации по вопросам детского п школьного кппо, так как не
которые из них все же сумели сделать кое-что полезное. Однако, зёрна действительно ленинской теории, которая на деле помогла бы практике,— такие зёрна встречаются в работах большинства организаций необычайно редко. К тому же при
ходится заявить, что эти зёрна настолько малы, что их едва-едва можно рассмотреть через лупу нашей кинематографической практики. Обрисованное положение вещей можно будет скоро счи
тать в какой-то мере прошлым, если НИКФП удастся наладить научно-исследовательскую работу по учебному кино.
Не менее печально, чем в лабораториях, обстоит дело с отдельными работами по части тео
рии учебной кинематографии. Брошюры н книги, изданные когда-то «Теакинопечатъю» по вопросам учебного детского и школьного кино, поражают своим низким теоретическим уровнем, без
грамотностью авторов в направлении философии диалектического материализма и практики социа
листического строительства. Содержание этих изданий бедно, ибо они не вооружают производственников теорией, а лишь информируют их по