СКУЛЬПТУРНОЕ В

ЫДЕРЖАТ ли рахитичные, похожие на спички колонны грандиозную монументальность барельефа? Этот вопрос невольно возникает при рас
смотрении макета Центрального дома Каторги и ссылки, да и не только макета, а и самого главного фасада здания, уже вчерне законченного. Непропорциональность, несобранность этой узловой части здания — един
ственное, что бросается в глаза, как некий архитектурный ляпсус, допущенный проектировщиками и главными архитекторами Центрального дома — братьями Весниными. В ос
тальном проект здания, по локальности и даже некоторой сухости своих объемов, развернутых архитекторами в горизонтальном показе, по четкой строгости деталей, является безусловным достижением и ценным вкладом в архите
ктурную цельность новой Москвы. Центральный дом каторги и ссылки дополнит ансамбль архитектуры улицы Воровского.
Задачей настоящего очерка ни в коей мере не является скрупулезное рассмотрение и кри
тическое исследование всего здания ЦДКиС, ибо такая задача сложна, многообразна и не дала бы, может быть, возможностей остано
виться на некоторых подробностях, которые частично раскрывают внешний облик здания и его внутреннюю отделку. Мы ставим себе задачей рассказать и по возможности пока
зать,— сделав ряд критических, иногда, может быть, дискуссионных по существу отметок, — комплекс внутреннего оформления дома (ме
бель, роспись стен, арматура, потолки, свет и т. д.) и главное, большую площадь барельефа, в которой, как в фокусе, собрана огромная тема борьбы и побед.
Вопрос, поставленный нами в начале настоящего очерка, не случаен и даже не дис
куссионен. Для всех, кто будет рассматривать фасад ЦДКиС, будет ясна некоторая непропорциональность двухчастей главного входа: ко
лоннады и возвышающегося над колоннадой поддерживаемого ею огромного барельефа.
Барельеф как законченное художественное произведение еще не выполнен, но уже сейчас,
иименно сейчас, необходимо со всей серьезностью рассмотреть не только идею сооруже
ния громадного мраморного барельефа над главным входом в ЦДКиС, но и то, как эта идея реализуется и реализована в эскизах ряда советских скульпторов.
Идея барельефа на здании не нова. Нова абсолютно та тема, которая была преподана художникам-скульпторам, тот размер, та масштабность, которая задана архитекторами здания.
„Надо на барельефе показать слияние трех потоков революционного движения: крестьянская война, военное восстание, рабочее движение. Во главе — Ленин. Можно начать барельеф толпами крестьян во главе с Пугаче
вым, Разиным, Болотниковым. Продолжить декабристами. Показать „Народную волю“ (убийство Александра II), затем декабрьские баррикады 1905 г., Ленин на броневике в 1917 г., взятие Зимнего в Октябре. Закончить символической картиной социалистического труда, где должна быть фигура т. Ста
лина“. Так формулировал для художников, работающих над эскизом барельефа, грандиозную тему революционного движения т. Ярославский.
„Революция социалистическая. Узники вливаются в ряды восставших и выполняют общее дело. Задача восставших — не освобождение (это попутная задача), а завершение револю
ции —таково мнение об основном, что должно быть показано на барельефе, высказанное т. Корочкиным.
Как мы видим, идею барельефа можно сформулировать примерно следующим обра
зом: основное — показ борьбы трех потоков революционного движения и показ победы революции под руководством партии проле
тариата— ВКП(б). Завершение темы — апофеоз труда.
Монументальности темы соответствует и масштабность самого барельефа. Изготовлен
ный из мрамора, он будет занимать общую площадь в 96 квадратных метров. Нижняя линия барельефа возвышается над горизонтом

ОФОРМЛЕНИЕ

НОВЫХ

Н.С.