О ХУДОЖЕСТВЕННОМ СИНТЕТИЗМЕ

В ИСТОРИКО-МУЗЫКАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Мы остаемся в пределах европейской истории и констатируем на первых ее этапах ту форму художественного синтеза, которому можно дать название „первоначальной недиференцированности . Ис
кусство здесь не мыслится иначе, как в нераздельном об единении многообразных средств, и музыка — одно из этих средств. Крайне поучительно наблюдать, как в искусстве раннего европейского средневековья преодолеваются диференциальные тенденции поздней антич
ности. Эту диференцированность еще легко подметить у отцов церкви, которые, будучи пропитаны культурой „эллинизма , не могут не под
даваться и ее эстетике, но готовы бороться против „греховности
такой эстетики. Так блаженный Двгустин, констатируя, что музыка его волнует больше, нежели слово, предпочитает совсем без музыки об
ходиться. Но люди раннего европейского средневековья далеки от подобных диференциальных соблазнов. Бенедиктинский монах IX —X сто
летий, Ноткер Заика, у истории музыки снискал славу „первого композитора ; в его композиторстве характерно, что он как бы ликвидирует „чисто-музыкальные пассажи древних, еще полных синагогальной традиции песнопений, бессловесные экстатические вокализы, и подписывает под ними текст. Так возникают „секвенции с их подчеркнутой нераздельностью „слова и „звука .
Но сказанное о „первоначальной недиференцированности нужно целиком применить и к „среднему средневековью — уже по сю сто
рону первого 1000-летия (X—XII! столетия). Сошлемся на то, что полифонизация музыки, развитие многоголосия, выдвигает характернейшую форму „мотетта , т.-е. поручение разным голосам, с их отдельной мелодической линией, разных текстов—порою разных по содер
жанию, разных по характеру. Не трудно отыскать корень данной эстетики: новый добавочный голос не хочет провозглашать одни и те же слова. Но добавлять новый голос, лишенный всякого текста — тоже незакономерно. Пусть же новый голос имеет свой самостоятель
ный текст, хотя бы и далекий по содержанию от основного текста. Другой не менее характерный образец синтетизма эпохи, это — твор
чество трубадуров и труверов (XII—XIII веков). Пьер Обри, чьи замечательные работы по музыке средневековья должны быть отмечены,