ДОВОЛЬНО КУСТАРЩИНЫ!

О ДОМОРОЩЕННЫХ ЛЮБИТЕЛЯХ МАВРИТАНСКОГО СТИЛЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ ПЕРЕРАСТАЕТ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ
Рост политической сознательности и активности художников, воспитание в них классового пролетарского мировоззрения в значительной мере обусловлены правильной организацией художественного производства
Новое содержание рождает новые формы. Реконструкция экономики, быта культуры, другие темпы и ритмы общественной жизни не только насыщают искусство, но и рвут установившиеся формальные традиции, заставляют искусство гово
рить другим языком, больше того — создают новые формы, новые виды искусства. К числу таких новых, рожденных революцией форм худо
жественного творчества нужно отнести, в первую очередь, наши достижения в области художественного оформления политических кампаний.
Правда, в широком смысле слова искусство оформления политических кампаний — искусство отнюдь не новое. Чтобы очень далеко не заби
раться в глубь истории, напомним хотя бы о Леонардо-да-Винчи, изощрявшем свою причудли
вую фантазию в создании блестящих празднеств по поводу какой-нибудь очередной «политкампании
при Миланском дворе, или о Рубенсе, чьи эскизы, декорировки арок, зданий, и т. п. хранит в большом количестве Ленинградский Эрмитаж.
И все же можно утверждать, что у нас мы имеем дело с принципиально новыми методами художественно-агитационного воздействия на массы.
Четко сформулированная руководящая политическая и экономическая идея, ударный целеустремленный лозунг, просто цифра — вот материал, который никогда еще не играл такой огромной и
решающей роли в качестве основного содержания
художественного произведения. И наши художники, как профессионалы, так и те, кого в большом числе выдвигает богатая творческая самодеятельность рабочего класса, сумели найти и продол
жают находить новые, интереснейшие, остроумные, оригинальные формы и методы претворения политического материала в яркие и доступные массовому восприятию зрительные образы.
Естественно, мы в праве были бы требовать, чтобы методы организации производства художе
ственного оформления, методы привлечения и использования творческих сил в какой-то мерс соответствовали бы политическому значению художественной агитации и пропаганды, в какой-то мере обеспечивали бы максимальную эффективность затрачиваемого труда и средств, обеспечивали бы возможность дальнейшего творческого роста художников, накопление опыта, учет достижений.
Ничего этого нет. Даже в Москве, где ежегодно тратятся миллионы рублей на художественное оформление, — нет ни организованного плано
вого политического и художественного руководства в этой области, ни соответствующей производственной базы.
Еще хуже обстоит дело в районах. Там художники принимаются по принципу «ценою поде
шевле» и используются в качестве агентов по закупке материалов и уполномоченных по найму подсобной рабочей силы; остающееся время посвящается писанию лозунгов.
Для характеристики художественных требований, предъявляемых на местах, достаточно привести один пример; бригаде квалифицированных
Художественное оформление Москвы в дни
перевыборов. На площади Свердлова
художников, направленной для оформления октябрьских торжеств на одно из крупнейших предприятий Москвы, было предложено местным культ
работником сделать «украшение в мавританском стиле»!
Необходимо указать еще на одну область применения труда художников — оформителей, где близорукость хозяйственников особенно очевидна. Мы организуем ежегодно не меньше трехчетырех выставок для заграницы. В 1930 г., например, СССР принял участие в международных вы
ставках в Дрездене («гигиена и здравоохранение»), в Лейпциге («пушнина»), в Кенигсберге, в Ангоре и в др. Конструируются и оформляются эти вы
ставки в Москве. На месте, за границей, успех их потрясающий. Иностранная пресса неизменно отмечает блестящее по замыслу художественное офор
мление. Политическое значение таких выставок огромно.
Но все то, что говорилось об оформлении политических празднеств и кампаний, можно повторить в отношении организации международных выставок. Нет ни одной хозяйственной организации, ко
торая бы ведала их устройством, нет ни одной художественно-производственной мастерской, где