Художественное оформление Москвы в дни
перевыборов. На площади Ногина
бы можно было сосредоточить их исполнение. Каждый раз Наркомзем, Наркомздрав или Запад
ная торговая палата тратят уйму денег, валюты, создают специальный аппарат, организуют полу
кустарные мастерские, торопятся, переделывают, гонят, запаздывают,
Чтобы покончить с характеристикой существующего положения и перейти к выводам, отметим еще два момента. Во-первых, отсутствие какого бы то ни было систематического учета и изучения богатейшего опыта художественного оформления площадей, зданий, карнавалов, демонстраций, витрин, выставок и т. п.; во-вторых, — отрыв рабочей самодеятельности в этой области от профессионального искусства.
Нужно раз и навсегда покончить с кустарщиной в таком серьезном деле, каким является агита
ционное искусство. Терпеть дальше существующее положение было бы не только политической близорукостью, но и прямой политической ошибкой.
Кое-какие просветы намечаются, кое-какие шаги уже предпринимаются. Осенью 1930 года Мособлрабис специальным постановлением прези
диума дал ряд конкретных установок и наметил практические мероприятия в этой области. Они сводятся к двум основным моментам: организация планово-методического руководящего центра и создание производственной базы.
Методический центр, в котором должны быть представлены руководящие партийные, советские я профессиональные организации, а также авторитетные художники-специалисты, должен обла
дать директивными полномочиями и ведать всеми вопросами планирования, руководства и учета ра
боты по художественному оформлению массовых политических кампаний и празднеств. Он должен заблаговременно разрабатывать тематику, содержание и методы оформления в соответствии с очередными хозяйственно-политическими задачами и лозунгами, консультировать местные организации и самодеятельные кружки, устраивать показательные выставки, вести лабораторно-исследовательскую работу, собирать и изучать весь имеющийся материал, осуществлять художественно-политический контроль над всей работой на местах.
На ряду с этим должна быть организована мощная хозяйственная база в виде художествен
но-производственных мастерских, где была бы сосредоточена работа по проектированию и изгото
влению оформления площадей, зданий, выставок, витрин и т. п., живописно-декоративной и кон
структивной работы. Эти мастерские должны быть обеспечены квалифицированным художе
ственным и политическим руководством и явиться основной базой для производственной практики учащихся изо-техникума и для подготовки новых кадров.
Ha-днях президиумом Моссовета принято решение, которое знаменует решительный поворот, подводит нас к возможности реального осуще
ствления намеченных мероприятий. При Парке Культуры и Отдыха создается аппарат для руководства всей работой по художественному офор
млению массовых полиТкампаний на улицах и площадях Москвы и организуются производственные мастерские. Это еще не все, но это уже очень много. Кроме того мы имеем на сегодняшний день в Москве фабрику вывесок и реклам с двумя
стами слишком рабочих. Необходимо чем скорее, тем лучше переключить ее на устройство агитационно-пропагандистских и хозяйственных вы
ставок и изготовление оформления. Нужно всячески форсировать начинающуюся в кооперативе «Художник» работу по художественному офор
млению клубов, укрепить работу Центрального дома им. Крупской по организации художествен
ной самодеятельности, широко развернуть опыт прикрепления художников к предприятиям в порядке шефской работы.
Примеру Московского совета должны, последовать и другие города, где дело обстоит, вероятно, много хуже, чем в столице. Сейчас при пере
выборах совета уместно вспомнить об этих вопросах и дать твердую директиву избираемым депутатам — принять все меры в организации централизованного, планового, авторитетного, руковод
ства всей работой по художественному оформлению кампаний, добиваться создания производ
ственной базы, в корне ликвидировать кустарщину и преступную расточительность.
Необходимо мобилизовать внимание рабочей и художественной общественности вокруг затронутых вопросов. Нужно понять и запомнить, что
агитационное искусство может и должно стать в руках рабочего класса могучим и неотразимым орудием в классовых боях, в строительстве социализма.
М. Иоффе.
От редакции.
Когда статья была уже в наборе, состоялось общегородское собрание художников, созванное Моссоветом для подведения итогов проделанном рабо
ты по оформлению города к перевыборной кампа
нии советов. Решения вынесенные собранием в основном совпадают с выводами и предложениями т. Иоффе. Подробный отчет о собрании будет дан
в следующих номерах журнала.
ДОВОЛЬНО КУСТАРЩИНЫ!