КОНТРАКТАЦИЯ

РЫЧАГ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

В № 2 „Рабиса статьей А. Бассехеса „Важнейшее звено редакция открыла дискуссию о методах и принципах контрактации работников пространственных искусств. Печатая в этом номере высказывания т.т. Енчелика, Фрейберг и Кепинова, „Рабис призывает всех работников пространственных искусств
принять участие в развертывающейся дискуссии

Тов. ФРЕЙБЕРГ

изо гиз

Одним из основных условий улучшения качества продукции издательства ОГИЗ, в части гра
фического оформления книги, является плановое включение художника в целевые задачи, стоящие перед полиграфпромышленностью в целом, корен
ное изменение условий работы графиков, создание и воспитание новых кадров художников книги.
В настоящее время ИЗОГИЗ осуществляет новую форму производственных отношений с ху
дожником — его контрактацию, которую следует рассматривать как переходную к высшей форме полного включения художника-графика в полиграфпроизводство.
Художник-график, в отличие от живописца, не является самостоятельным, оторванным от про
изводства мастером. Он дает «полуфабрикат», ко
торый только в результате сотрудничества целого коллектива, после сложной производственной обработки приводит к созданию полиграфической вещи.
Поэтому не только общественно-политическая, но и производственная целесообразность контрак
тации художников-графиков совершенно очевидна. Контрактуя графиков, издательства закрепляют за собой работников дефицитной в настоящее время специальности, делают первый шаг по пути изживания анархии художественного рынка труда и спо
собствуют более тесной увязке работы графиков с работой издательств и полиграфпредприятий.
Контрактуя художника, издательство берет на себя большие обязательства. Издательство должно обеспечить художнику возможности повышения политической грамотности и формально-художест
венной квалификации. Чрезвычайно плодотворны в этом направлении командирования художниковграфиков в различные районы СССР для ознакомления с бытом, трудовыми процессами и строи
тельством. Художник-график, сталкивающийся в своей работе с разнообразнейшей и сложной со
временной тематикой, обязан постоянно изучать свой материал. Проведенный издательствами про
шлым летом первый опыт таких командировок дал чрезвычайно положительные результаты. Учитывая этот опыт, ИЗОГИЗ должен по возможности всем законтрактованным художникам-графикам предо
ставить такие командировки, поставив перед ними четкие производственные и тематические задания.

Тов. ЕНЧЕЛИК

изо гиз

Контрактация художников имеет целью включение изоискусства в обслуживание социалистического строительства. Она должна не только повы
сить качество продукции художника, но и включитьего в общественную жизнь страны.
Контрактация преобразует индивидуальный труд художника в труд коллективный и для кол
лектива. Осуществляется это путем коллективного обсуждения тем, этюдов и готовой продукции.
Практической осуществление контрактации художников началось только летом 1930 г. в издательстве б. АХР.
Одним из основных достижений уже проведенной контрактации, при всем ее организационном несовершенстве, является значительный рост поли
тической грамотности художников. К сожалению не все художники учитывают современные полиграфические возможности.
Новые условия контрактации на 1931 год предусматривают повышение месячного оклада кон
трактуемых. Зарплата художников намечена от
200 до 360 руб. в месяц. В условия контрактации включается обязательный месячный отпуск и инди
видуальные командировки по мере надобности в индивидуальные и колхозные центры.
В прошлом при проведении первого опыта контрактации были допущены ошибки. Не было ни учета, ни контроля выполнения условий контрактации. Не было даже четко разработанных требований предъявляемых художнику.
План контрактации художников на 1931 год предусматривает охват не только станковой жи
вописи, но и графики и декоративных искусств и монументальной живописи и скульптуры.

Тов. КЕПИНОВ

СКУЛЬПТОР
В деле контрактации художников больным местом является дача тем. Вопрос о темах разре
шается уродливо. Задания художникам дают бывшие литераторы. Большинство тем, данных художникам говорит о том, что «темачи» не знают, каким языком говорит художник.
Перелом в этом важном вопросе наступит лишь тогда, когда сами художники будут привлечены к разработке тем.
Контрактация художников издательством проводится по однобокому признаку массовой продукции. ИЗОГИЗ в своих требованиях к худож
никам совершенно не учитывает запросов клубов и музеев к изобразительному искусству. ИЗО ГИЗ требует лишь вещи, пригодные для массового производства. Особенно больно такое требо
вание отражается на скульпторах. Так скульптору, монументалисту по специальности, часто поручают делать чернильницы.