РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ

Считая необходимым систематическое освещение вопросов фотохимической промышленности на страницах „Пролетарского фото , редакция помещает статью А. Гоуза и приглашает работников советской фотографии, фотохимической промышленности и научных деятелей делиться с читателями своими соображениями о нашей фотохимической базе и проблемах развития сырьевых ресурсов для фотопроизводства.
Реконструктивный период и индустриализация СССР, превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную, непосредственно выдвигает перед фотографией чрезвычайно широкие перспективы, ставя непосредственной задачей превратить фотографическое дело в один из важнейших элементов технической революции. Больше того, степень освоения нами фотографического дела будет являться определением нашей технической культуры, при этом надо рассматривать фотографию в широком смыс
ле, а вовсе не как элемент домашнего обихода, при помощи которого делаются «семейные» и прочие снимки.
Развитие техники немыслимо без соответствующего развития фотографического дела, ибо последнее становится важнейшим элементом промышленности, науки и культуры. В подтвержде
ние указанного достаточно сослаться хотя бы на широкое применение фотографии в проектировоч
ных работах и возрастающей потребности в фото для нашей печати. Наряду с этим несомненно перед фотографией стоит задача отобразить докумен
тально все темпы и ход нашего социалистического строительства, создать массу снимков, которые да
дут возможность запечатлеть всю гигантскую стройку, какая сейчас совершается в нашем Советском союзе.
Чем определяется состояние фотографии?
Оно прежде всего определяется количеством наличных фотоаппаратов, темпами производства таковых и их качественным уровнем. Наряду с фотоаппаратурой вторым звеном этого же дела является уровень и темпы пооизводства фотохимических принадлежностей. По этим двум эле
ментам мы в настоящее время имеем отставание. В первую очередь — сильное отставание по про
изводству фотоаппаратуры; только в последнее время удалось обеспечить выпуск советских фотоаппаратов, которые, кстати сказать, еще вы
пускаются далеко не в достаточном количестве. ГТо фотохимическому производству также несомненно отставание, и оно определяется слабым техническим уровнем фотохимических предприятий, явно не обеспеченных сырьевой базой для фотохи
мического производства. Особо резко это мы ощущаем по химикалиям. Химикалии стали сейчас
коайнс дефицитным товаром,— больше того, они почти недоступны широкой сети потребителей, а между тем производство химикалий у нас в Совет
ском союзе может быть чрезвычайно широко развернуто, так как сырьевой базы для этого мы можем иметь вполне достаточно. Отсталость в фотопромышленности, неналаженность ее отдельных частей, которая несомненно налицо,
в значительной мере объясняются тем. что до настоящего времени мы не имеем надлежащего планирующего и оперативно-хозяйственного руко
водства этой отраслью промышленности в целом. Участие Госплана и ВСНХ в этом деле безусловно недостаточно и требует коренного перелома, — больше того, в то время, когда ос
новные отрасли промышленности имеют четкий перспективный план и имеют опробированную методологию планирования, фотопромышленность такой методологии перспективного планирования не имеет. Поэтому одной из ближайших задач, наряду с развитием фотопромышленности в целом, о чем будет сказано ниже, необходимо усилить плановое руководство этим делом и увели
чить внимание наших центральных планирующих органов к этой отрасли промышленности.
Необходимо привести нашу фотопромышлеиность и фотодело в целом в полное соответствие с темпами социалистического строительства, с темпами технической революции, так как отста
вание на этом участке дальше допущено быть не может.
Изложенная выше установка должна явиться ведущей при составлении второй пятилетки, к работе которой приступить необходимо немедленно.
Ближайшие перспективы фотохимической промышленности в разрезе 1932 г. определяются следующими цифровыми показателями:
I. Если считать, что мы в 1931 г. (включая выпуск текущего года 36 тыс. фотоаппаратов) будем иметь 500 тыс. фотоаппаратов, то, учитывая ам
мортизаци 0 Нный износ фотоаппаратуры за этот год в размере 2%, мы выйдем к 1932 г. с наличием фотоаппаратов в 500 тыс. штук.
При указанном переходящем количестве фотоаппаратов предлагается выпустить в 1932 г. раз
ных фотоаппаратов 140 тыс. и 200 тыс. по займу— всего 340.200 шт. и отдельно 1000 шт. «Леек».
Имея в виду, что часть фотоаппаратов, произведенных в 1932 г., войдет в экоплоатацию лишь в конце этого года, и их потребность в фото
принадлежностях будет меньше средней годовой, предполагаем, что средне-действующих аппаратов в 1932 г. будет 655.919 штук и отдельно «Леек» — 456 штук.
Это количество фотоаппаратуры потребует не менее 1,5 млн. кв. м фотопластинок, 279.000 кв. ч фотонегативиой пленки, 8.900.000 кв. м фотобумаги. Соотношение между балансом негативного материала и позитивного принято с зна
чительным увеличением против того, чТо мы имеем в текущем году, так как баланс текущего года не удовлетворяет действительной потребности, главным образом, в позитивном материале (в 1931 г. надо считать отношение фо
Сведения о наличности фотоаппаратуры имеются недостаточно проверенные и рассматриваются нами как сугубо ориентировочные.