ИТОГИ СЦЕНАРНОГО СОВЕЩАНИЯ.

Закончилось, созванное Главискусством, 1-е всесоюзное сценарное совещание, в работах которого приняло участие свыше 200 чел. сценаристов, писателей, кино-режиссеров, представителей профорганизаций, кино-организаций, и печати.
На совещании было представлено 90 сценаристов, 40 писателей, 25 режиссеров, 25 представителей кино-организаций, 20 представителей печати и 20 рабкоров.
Совещание заслушало доклады т. Рафеса (Совкино) на тему „Сценарный кризис и организация сценарного дела“ с содокладом т. Сил
лова от сценарных секций АРРК’а, Модпика и Драмсоюза, тов. Бляхина (Главискусство) „Под
готовка и переподготовка сценаристов“ и тов. Сутырина (ВОАПП) „Формы и методы участия драматургов и писателей в сценарной работе“ с содокладом тов. Березовского („Кузница“).
В результате оживленных прений по всем этим докладам, в которых основное внимание было обращено на критику нашего производства, организацию сценарной работы и анализ поло
жения сценариста в производстве, совещание единогласно приняло ряд постановлений, направленных к изжитию сценарного кризиса.
Совещание признало что объективные причины и трудности, вызвавшие сценарный кризис, во много раз были усугублены небрежным отноше
нием киноорганизаций к сценарной работе. Эта постановка работы привела к тому, что в произ
водство включаются сценарии низкого качества, как в отношении кинематографической и драма
тургической грамотности, так и политической актуальности и идеологической выдержанности.
В результате этого основная масса советских кино-фильм стоит на невысоком уровне, а зна
чительный процент их совершенно негоден и художественном и в идеологическом отношении.
Поверхностная разработка темы, отсутствие драматургически правильно разработанного сюжета, неуменье дать живого человека в связи с его социальной средой, введение голых схем и штампов вместо лиц и характеров, вот, по мне
нию совещания, те основные дефекты производства, которые вытекают из невысокого качества сценарного материала.
Наряду с этим совещание констатировало наличие в советской кинематографии бюрократиче
ской системы руководства, когда правления конорганизаций и дирекции фабрик часто осуществляют свою деятельность по заготовке сценариев только методами простого администрирования.
Совещание признало необходимым органическое сближение сценариста с производством, для чего желательно включение сценаристов в съемочные коллективы, принятие мер к организации подготовки сценаристов в кино-учебных заведениях, установление большей четкости в формули
ровках заданий кино-сценаристам, повышение оплаты труда сценаристов и изменение существую
щих договоров, которые совещание признало кабальными.
Также ряд мероприятий намечен совещанием для реального привлечения к кино-сценарной работе писателей и драматургов.
От Цекрабиса в работах совещания принимали участие т.т. Гольдман и Яковлев.

КВАЛИФИКАЦИЯ КИНО-РАБОТНИКОВ.

Работа в кино требует высокой профессиональной и обще-культурной квалификации работников. Несмотря на эти требования, обще-профессиональный и культурный уровень кино-работников— низок. В связи с этим ЦД Рабис предпринимает кампанию по массовой переподготовке работников кинематографии.
Первым шагом этой кампании явился диспут о квалификации кино-работников, организованный Фото-Кино-Секцией ЦД.
В. Шкловский в своем вступительном докладе указал на основные недостатки кино-произ
водства—сезонный характер работы, сценарный кризис и бесплановое руководство. Режиссеры и сценаристы фактически заняты на производстве не свыше 30% рабочего сезона, тематические планы составлены из обгрызков, сценарии пишутся без ориентации на определенную режиссерскую группу или производственный коллектив. Кадро
вые работники производства могут учиться и пробовать свои силы на фактическом материале. Этой возможности лишены сценаристы, квалификация которых до сих пор еще очень низка. 15 имеющихся сценаристов могут дать не свыше 30 сценариев в год, а производство требует 120.
Зав. производством 3 Совкино-фабрики А. Xавенсон поднимает вопрос о необходимости создать краткосрочные курсы переквалификации работающих кадров кинематографии.
О значении переквалификации говорит секретарь МБ Фото-кино-Секции тов. Хачатурьян отметивший работу кружков Ильина и Тер- Степанова. Режиссеры должны помочь этому делу лекциями для отдельных категорий работников. Руководители фабрик продолжают свой «традиционный» обход профсоюзных положений, требуя персональных „сил“ в то время, когда во всех этих случаях режиссуру прекрасно могла обслужить биржа. Элементы небрежного отноше
ния к актерам мешают работе по поднятию их квалификации. Ведь и так уже на дверях фабрик
можно повесить плакат «актерам вход вспрещается», как это применялось до сих пор к «старьев
щикам». При помощи советской общественности мы сумеем все же поднять вопрос о квалификации и переквалификации кино-работников.
Кадр из фильмы „Ее путь“. Арт. Мариинская (справа). Постановка Штрижака (Совкино).