ЛЕНИН И ИСКУССТВО [*)]

„В. И. любил русских классиков, любил реализм в литературе, в живописи и т. д.“ — свидетельствует т. Луначарский и отмечает:
„Владимиру Ильичу редко в течение последнего периода удавалось насладиться искусством. Он несколько раз бывал в театре, кажется исключительно в Художественном, который очень высоко ставил. Спек
такли эти неизменно производили на него отличное впечатление .
Большой театр не пользовался симпатиями В. И. По словам тов. Луначарского:
„В. И. очень нервно относился к Большому театру. Мне несколько раз приходи
лось указывать ему, что Большой театр стоит нам сравнительно дешево, но, все же по его настоянию ссуда ему была сокращена. Руководился В. И. двумя соображениями.
Одно из них он сразу назвал: „Неловко — говорил он,— содержать за большие деньги такой роскошный театр, когда у нас нехва
тает средств на содержание самых простых школ в деревне . Другое соображение было выдвинуто, когда на одном из заседаний, оспаривая его нападения на Большой театр, я указывал на несомненное культурное зна
чение его. Тогда В. И. лукаво прищурил глаза и сказал: „А все-таки это кусок чисто помещичьей культуры и против этого никто спорить не сможет . Из этого не следует что В. И. к культуре прошлого вообще был враждебен. Специфически помещичьим ка
зался ему весь придворно-помпезный тон оперы. Вообще же искусство прошлого, в особенности русский реализм (в том числе и передвижников, напр.) В. И. высоко ценил .
А когда зимой 1919 г., рассказывает т. Лепешинский, в Совнаркоме был поставлен вопрос о том, что нельзя расходовать драгоценное топ
ливо для буржуазных опер „Кармен , „Травиата , „Евгений Онегин , и т. п., Владимир Ильич за
ступился за государственные театры и заявил,
что „наследство от буржуазного искусства нам еще рано сдавать в архив .
[*)] Читателям, желающим ближе ознакомится с материалами, дающими возможность уяснить взгляды B. И. на искусство, рекомендуем использованный нами сборник „Ленин и искусство . Составил C. Дрейден. Изд-во „Кубуч .
***
„Не следует думать — „рассказывает другой старый большевик тов. Лядов, — что Ильич, в котором уже тогда (1904 г.) чувствовался вождь, был чужд нежностей. Помню, раз в Женеве мы были вместе с ним и Надеждой Константиновной в театре. Играла знаменитая Сарра Бернар „Даму с каме
лиями . Ильич сидел в темном уголку ложи. Когда я взглянул на него, он стыдливо утирал слезы. Он, стальной человек, растроган до слез хорошей игрой банальной пьесы...
***
Никто, между прочим, не представляет себе Ильича как большого любителя поэзии и именно поэзии, классической, немножко отдающей стари
ной — пишет т. Лепешинский. В. И. никогда не
прочь в очень редкие минуты отдыха заглянуть в какой-нибудь томик Шекспира, Шиллера, Байрона, Пушкина и даже таких поэтов, как Бара
тынский или Тютчев. Даже, если не ошибаюсь, Тютчев пользуется его преимущественным благорасположением .
В. И. любил между делом читать стихотворения, особенно Пушкина и Беранже. Это подтверждается т. т. Сосновским и Богушевским.
„Из русской художественной литературы В. И. любил больше других Толстого, Пушкина, Некра
сова, Чехова, и в своей постоянной библиотеке держал классиков (сообщает т. Каменев).
Тов. Крупская в своих воспоминаниях указывает, что В. И.:
„Не только читал, но и много раз перечитывал Тургенева, Толстого, „Что делать
Чернышевского, вообще прекрасно знал и любил классиков. Потом, когда большевики встали у власти, он поставил Госиздату за
дачу-переиздание в дешевых выпусках классиков. Чернышевского В. И. особенно любил . Тов. Крыжановский вспоминает:
„Особенно недолюбливал Ильич Надсона и, наоборот, весьма высоко ценил Тургенева и Золя .
Уезжая за границу (в 1917 г.) Ленин захватил с собой Некрасова и Гете („Фауст ).
Тов. Лебедеву-Полянскому Ильич говорил (в начале 1909 г.), что перелистывает Щедрина и при этом отдыхает.
Любил Ленин Демьяна Бедного.
Высоко ставил Максима Горького и в 1917 г. из Цюрюха писал:
„Нет сомнения, что Горький — громадный художественный талант, который при
нес и принесет много пользы всемирному
пролетарскому движению. Но зачем же Горькому браться за политику?
***
Отношение В. И. к некоторым течениям в ИЗО характеризуется фразой:
„Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих „измов высшим проявлением художе
ственного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости .
***
„В. И. очень любил музыку и пение , — сообщает тов. Лепешинский.
„Ради музыки, — рассказывает тов. Н. Мещеряков, — ради, того, чтобы в течение часа послушать хорошего музыканта, В. И. отвлекался ино
гда даже от работы, чем его близкие пользовались, чтобы заставить его отдохнуть хоть немного .
Слушая сонаты Бетховена, В. И. сказал:
„Ничего не знаю лучше „Appasionata , готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда, с гордостью, может быть, наивной, детской ду
маю: вот какие чудеса могут делать люди..- Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы ;..
И т. Луначарскому Ильич как-то сказал: „Конечно, очень приятно слушать музыку, но, пред
ставьте. она меня расстраивает. Я ее как-то тяжело переношу .
По воспоминаниям тов. Догадова (1910 г.), В. И. очень любил пение, сам дирижировал и подпевал фальцетом.
В ссылке (1897 г.), как передает т. Киржниц,
Ильич частенько играл на гитаре.