тицу, правовую беззащитность и низкую заработную плату работников сцены. Поочередные вы
ступления на ораторской трибуне представителей всех стран рядом статистических данных, отдельными характеристиками различных сторон теат
ральной работы — капля за каплей, мысль за мыслью убеждали в необходимости солидарной защиты эксплоатируемого работника сцены, определение сплоченного фронта международной ак
терской трудящейся массы, против фронта предпринимателей, умело пользующих индивидуали
стические тенденции и разобщенность актерской массы, разделяющих верхушки высоко-квалифици
рованного „задающего тон актерства от актерской массы, середняка и даже создающего в отдельных странах параллельные союзы с „секциями антрепренеров (Англия), затемняющие классовое само
сознание актерства громкими фразами о „святом служении чистому искусству , „бесклассовости худо
жественной культуры , „аполитичности исскусства и пр. Розданный делегатам проект „Статута Интернационала в его первоначальной редакции скромно умалчивая о составе интернационала и в определении целей.
Резкая и горячая дискуссия, поднявшаяся в Президиуме Съезда в связи с внесенными русской
делегацией формулировками, указывавшими на недопустимость принятия в Интернационал организаций, имеющих в своих рядах предпринимате
лей и определявшими задачей Интернационала классовую борьбу и защиту интересов трудящихся— закончилась все же принятием „русских предложений в Президиуме Съезда.
Наиболее резким оппозиционером тенденциям „обольшевизирования профессиональных органисаций объединяющих актеров выступил знакомый Всерабису по его выступлениям на нашем V Съезде второй Президент Немецкого Союза работников сцены Карл Валауэр, ныне возглавляющий правое крыло немецкого союза. Защитниками „русских предложений выступили бельгийцы, чехословаки, и особенно горячо и последовательно
австрийцы. Под давлением русских предложений на совещании немецкой картели была выработана и принята Съездом следующая формулировка § I Статута Интернационала: „В Лигу принимаются лишь те организации, которые стоят исключи
тельно настраже интересов работников сцены.
Лига имеет право исключать из своего состава те организации, которые не выполняют этогопостановления .
Несмотря на расплывчатость и общий характер формулировки, мы не возражали против такого текста, но настаивали на принятии к нему двух дополнений. Первого — указывающего на недопу
стимость включения в Интернационал Союзов, имеющих в своем составе предпринимателей, и второго — определяющего целью Интернационала классовую защиту интересов трудящихся.
Отклонение Съездом наших поправок, отказ Съезда — ясно и прямо определить основную цель Интернационала заставило нас отказаться от дальнейшего участия в работах съезда. Наша делега
ция в мотивировке своего решения указала, чтоона, покидая работы съезда, настроена бодро, оптимистически, так как убеждена в том, что тяжкое экономическое положение Европейского театра, острая безработица актерства, низкая заработная плата, наличие в Интернационале здоро
вого профсоюзного меньшинства, — заставят за
долго до созыва второго конгресса те страны, которые пока колеблются стать на классовую по
зицию пролетариата, или же сама актерская масса сбросит с руководящих постов тех „вождей ,
которые связаны с антрепренерами, пользуют в своих целях индивидуалистические тенденции
свойственные актерской среде, опираются на „верхи , проводя расслоение в актерской массе и прикрывая свои по существу враждебные интере
сам трудового актерства тенденции лозунгами „аполитичности искусства и бесклассовость художественной культуры и пр.
Ю. СЛАВИНСКИЙ