УРОКИ КОНФЛИКТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ

ВТОРОМ.

Конфликт в МХАТ′е ӀӀ нашел широкий отклик я среде советской общественности. И это вполне в естественно. Ибо так, как вопрос был поставлен в последнее время, дело шло об актерской обще
ственности, о возможности участия отдельных трупп инакомыслящих в активной работе театра, о возможности отдельной группе, хотя-бы и нахо
дящейся в меньшинстве, воздействовать на работу коллектива.
Правда, здесь не обошлось без того, чтобы в принципиальную борьбу не были привнесены элементы «закулисные», необоснованные и непроверенные намеки и упреки — это обострило поло
жение и для некоторых заслонило все существо дела.
Сейчас конфликт разрешен и нужно сделать несколько выводов и учесть его уроки.
В этом театре мы имеем две противостоящих друг другу группы, причем одна так или иначе имеет за собой большинство театра, его руково
дящий и актерский состав; другая — имеет за собой ряд артистов, хотя и талантливых и, может-быть,
наисовременных, но не могущих в этом театре завоевать гегемонии. Из создавшегося в театре положения возможно было бы несколько выходов. Один и наиболее безболезненный — это активная и совместная работа обеих групп и их руководи
телей. Доказательство на деле, а не на словах, для большинства того, что они также за прибли
жение к современности, а для меньшинства того, что их позиция действительно принципиальная
и что они хотят внести в театр метод большей художественной и идеологической ценности.
Этот выход был бы наилучшим, ибо он дал бы возможность обоим группам проявить максимум усилий для того, чтобы доказать правильность своих позиций. Но этот выход возможен лишь при условии сработанности, нормальных отношений между группами, обеспеченности нормальной совместной работы.
Выход этот сейчас невозможен. Мы не ставим вопроса о том, кто в этом виноват. Мы исходим из того факта, что большинство неоднократно и настойчиво заявляло о своем нежелании иметь в коллективе группу меньшинства, а меньшинство в своей борьбе вышло за пределы нормальной борьбы за свои требования. В последний период большинство заявило о своем выходе из театра, если не будет удалена «оппозиция». Если срабо
танность невозможна, то, очевидно, эти две группы должны быть разъединены. Правильное решение вопроса должно сводиться к тому, чтобы обеспе
чить возможность обеим этим группам доказать на деле свое стремление к современности и свою художественную и идеологическую жизненность. Из 7—8 человек, даже самых талантливых, трудно создать полноценный театральный коллектив.
Художественный Театр Второй доказал, что у него есть определенный художественный метод и что он может двигаться вперед. Во всяком случае, нет оснований считать, что приближение этого театра к современности возможно