ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТЕАДЕКОРАЦИИ.
(Письмо из Ленинграда).
Выставка Теадекораций за десять лет, открытая в Академии Художеств, большое событие в нашей театральной жизни.
Наконец, собран и показан богатейший материал, рисующий производственную жизнь почти всех Ленинградских театров за 10 лет революции.
Невозможно в узких рамках журнальной заметки полно охватить эту интереснейшую выставку.
Из всех отделов выставки особо необходимо выделить интереснейший отдел, к сожалению, да
леко неполный — «революционные празднества». Материалы эти рисуют декоративное убранство Ленинграда в дни народных революционных празднеств. Среди художников, выставивших свои работы, нужно отметить Бенуа с его эскизами декораций и костюмов к пьесам «Царевич Алексей» и «Женитьба Фигаро», Головина, Кусто
диева (2 «Блохи»: Ленинградская и Московская), Ходасевича и Акимова. У последних двух особо хороши эскизы костюмов, интересно разра
ботанные. Ходасевич, кроме того, представлен значительными фактурными эскизами для первой студии МХАТ (постановка «Архангела Михаила»).
В эскизах художника Арапова к постановке «Блохи» явно чувствуется подражание Кустодиеву.
Любопытны чрезвычайно эффектные работы молодого художника Борисковича к «Бетхо
вену», поставленному театром Гайдебурова. К сожалению, они совершенно потерялись на сцене, где не производили должного впечатления.
Выставка охватывает не только все главнейшие постановки Ленинградских театров, но и Кинофабрику Совкино, которая выставила очень инте
ресную работу художников Дубровского и Энея. Первый представлен двумя интересно сде
ланными макетами — «Завода Вестингауза» и «Рыбачей Деревушки» (для фильмы «На дальнем бере
Театральная выставка в Магдебурге (Германия). Пластическое изображение хореографиче
ского нотного письма.
гу!), второй — любопытными рисунками «Шинели». Одним из существенных недостатков выставки является ее сравнительно узкий Ленинградский характер.
Ведь название «Десять лет театральной декорации» обязывает не только к исчерпывающему показу достижений Ленинграда, необходим также показ и Москвы (представленной на выставке чрезвычайно слабо), а также и более крупных провинциальных центров. Вот этого широкого показа на выставке нет. Она специфически ленинградца.
Второй и тоже немаловажный недостаток — это бессистемность в расположении экспонатов. Основной принцип размещения «по театрам» не выдер
жан, да и сам по себе едва ли целесообразен, так как распыляет одного и того же художника.
АН. СМИРНОВ.
«ПРОСТАК С ПЕНИЕМ».
(Памяти К. Д. Грекова).
Умер К. Д. Греков — артист и главный режиссер Московского Театра Оперетты.
Простак с пением.
Один из ярких представителей оперетты, выродившейся в фарс с музыкой.
Типичный «русак» (несмотря на греческое происхождение) К. Д. Греков — такова ирония «судьбы» — являлся главным поставщиком и про
водником венских изделий на русской опереточной сцене. Каждый год, после окончания летнего сезона, ехал К. Д. Греков за границу. За новин
ками. Сам их переводил, сам ставил, сам играл. Менялись названия оперетт, менялись авторы, варьировались сюжеты, писались новые декорации, демонстрировались новые трюки, но «в общем и целом» постановка оставалась одной и той же, грековской. Превратившейся в штамп, в шаблон. Застывшей в «европейских» формах.
У меня изъян большой,
Я рожден, мадам, левшой:
Я танцую только влево, только влево...
Таков рефрен арии Пупсика, с увлечением исполняемого К. Д. Грековым. Только «влево», только от венско-берлинской «печки» работал постановщик Греков. Куда интереснее был Греков
актер. С ярко выраженной индивидуальностью с сочным внутренним юмором, с неожиданными и милыми интонациями «в нос», с хорошей мане
рой подачи: без наигрыша, без педали. Я все время надеялся увидеть К. Д. Грекова в коме
дии. Для нее у него были большие данные и возможности. Увы! — беспощадной гангрене угодно было привести К. Д. Грекова к трагедии — к длительному и мучительному умиранию и к могиле.
Умер К. Д. Греков далеко не старым — 48 лет. Умер, видя умирание своего жанра, своей оперетты. И плохо веря в новую. На искания Бебутова («Орфей в аду») и Ярона («Зеленый остров») К. Д. Греков смотрел с за
гадочной гримасой-улыбкой на лице. И торопился в Вену. Но Вена перестала интересовать Москву. Когда в театре Сатиры ставили остроумную пародию на «Заговор императрицы» — была пока
зана, между прочим, и пародия на постановку опереточную. После первых же двух-трех сцен по театру змеился шопот: по Грекову... Опере
точная «Вампука», имя которой не то «Марица», не то «Баядерка», была схвачена в главных своих чертах и высмеяна...
Умер К. Д. Греков.
Умер простак с пением.
ВИКТОР ЭРМАНС.