НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Обычно острие полемического оружия идеологов левого театрального фронта направляется на продукцию Актеатров, ее формальный консерва
тизм, разрыв ее идеологии с запросами революции и т. д. До сих пор общественное внимание было мало привлечено на другую грань, менее обще
ственно показную, менее художественно весомую, но чрезвычайно занимательную для всякого тео
ретика и практика театрального производства.
Я говорю об основной особенности структуры этих учреждений, характернейшим из которых является, конечно, Большой театр. Эта особенность может быть названа пережитками, так сказать, натурального хозяйства в театре.
В структуре таких театров ощущается тенденция быть государством в государстве и возможно больше обособиться от других учреждений и пред
приятий, обеспечив себя, в своем собственном аппарате, всем необходимым и тем самым отметая начала диференциации и спецификации своей работы.
В самом деле, какова нормальная производственная и торговая установка любого театра? Делать постановки, продавать их и на выручку от кассы оплачивать свое содержание; если пос
ледней нехватает на покрытие расходов, должны быть отпущены дотации и субвенции. Указанная производственная установка вовсе, однако, не означает, что театр должен сам делать веще
ственное оформление, сам готовить для себя
артистов и техников и т. д. Ведь иначе почему не итти дальше и не обзавестись рядом фабрик для производства промышленных изделий, которые для театра являются художественным сырьем?
* * *
Но вот что мы видим в Большом театре.
При нем имеются 12 производственных мастерских: мужская и женская костюмерная, парик
махерская, сапожная, трикотажная, бутафорскораскрасочная, цветочная, художественно-декораци
онная, машинно-декорационная, обойная, столяр
ная и слесарная, которые в истекшем сезоне сделали внешнее оформление пяти постановок.
При театре имеется три учебных заведения— балетный техникум, оперные и хореографические курсы, выпускающие в год десятка три молодых артистов.
Характерно, что подсобные предприятия имеются. и по хозяйственной линии. Баланс за 1925— 26 год показывает, какой состав кредита в тыс. рублей:
Сборы от спектаклей................. 1.555 или 74% Дотация................................... . 159 -//- 8 -//-
Прочие доходы.............................. 376 -//- 18-//-
Что такое эти прочие доходы? Это по преимуществу подсобные предприятия, в том числе жилые дома и торговые помещения, дающие театру арендный доход; такая дотация в натураль
ной форме превышает более чем вдвое дотацию в денежной форме.
В итоге штаты приобретают явно извращенный вид. Вот их состав:
Художественные коллективы с руководящим и вспомогательным
художественным персоналом . . . 688 ч. или 54% Технический персонал, обслужива
ющий сцену .................................198 -//- -//- 16 -//- Административный персонал, обслу
живающий сцену............................ 80 -//- -//- 7 -//- Технический персонал, обслуживаю
щий мастерские . .............................102 -//- -//- 8 -//-
Общий административный персонал. 147 -//- -//- 11 -//- Персонал учебных заведений . . . . 58 -//- -//- 4 -//-