БОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Отовсюду несутся жалобы и даже вопли провинциального актерства по адресу Моспосредрабиса, создающего тяжелые условия при найме и спросе рабочей силы. Бесконечные хвосты у две
рей кабинетов завов, толкучка на улице перед Посредрабисом и в самом помещении, полная не
осведомленность безработных о формируемых делах, давка в очередях перед «райскими дверями
клетушек, в которых заперты директора театров, вызовы по спискам для переговоров с директорами после того как последними уже сформиро
ваны труппы и т. д. и т. д. Нельзя не признать, что немало правды в этих жалобах, но ведь одними воплями делу не поможешь, и вместо исте
рических криков, которые вполне понятны, если принять во внимание полную необеспеченность провинциального актерства и ужас перед перспек
тивой остаться на предстоящий сезон без работы, хотелось бы услышать конкретные предложения, как упорядочить дело. Было бы, но моему мнению, целесообразным на страницах нашего журнала обменяться мнениями по этим больным вопросам.
До сих пор в провинции не изжиты старые антрепренерские взгляды, что труппу целиком необходимо менять каждый сезон, что якобы провинциальные города должны прогореть, если та же труппа будет работать несколько сезонов, независимо от ценности состава таковой. Вздорность такого взгляда в некоторых городах опро
вергнута ответом. Так, например, в Саратове, Нижнем и др. работают по нескольку сезонов труппы в том же составе, и в зрителе от этого не ослабевает интерес к театру. Если будет крепкий ансамбль с интересным репертуаром успех предприятия обеспечен. Сыгравшаяся труппа, имеющая ценный багаж, ввиде репертуара хорошо про
работанных пьес имеет возможность неспеша пополнять его новыми пьесами, и таким образом,
будет повышаться качество продукции. Силы актера будут продуктивно расходоваться не за
трачиваясь на спешную горячку в подготовке репертуара в каждом сезоне сызнова. Отсутствие перегрузкой работы даст возможность актеру уделять время для культурной и общественной работы.
Крепкие спаянные коллективы необходимо сохранять, как ценные единицы, не распыляя их, и целиком перебрасывать, по окончании сезона, в другие города с равным бюджетом. Эту работу в плановом порядке должен проделать Посредрабис, договорившись заранее с городами об обмене труппами, и к концу каждого сезона коллек
тив должен быть осведомлен, куда он направляется на работу. В процессе сезонной работы руково
дителям ясно, где есть пробелы в составе труппы, и они заранее должны оповещать об этом Посредрабис, дабы ко времени переброски иметь попол
нение или замену отдельных, не отвечающих назначению работников. При всякой замене того или иного работника должны быть в Посредрабисе точные объяснения о причинах замены, ис
ходящие не только от руководителей дела, но и подтвержденные низовыми профорганами, дабы избежать нареканий в пристрастии или неприязни личного характера. Это дало бы возможность и Посредрабису учесть квалификацию каждого ра
ботника в отдельности и избежать ошибок при формировании труппы.
Зачастую наблюдаются случаи, когда работники низкой квалификации или даже совсем непри
годные для работы попадают в дела, а ценные работники остаются без работы.
При переброске коллективов непременно необходимо сохранять при них и их художественных руководителей иначе смена худ. руководите
лей или режиссеров всю работу предыдущего сезона, сводила бы к нулю при работе последую
щего сезона. Каждый новый режиссер ставит пьесы посвоему, и пришлось бы уже готовые пьесы предыдущего сезона прорабатывать вновь. Замену режиссеров производить только в тех случаях, если таковой не отвечал своему назначению.
Предполагаемое сохранение в целом коллективов и планов для переброски дало бы прочное материальное обеспечение работы с одной сто
роны и разгрузку биржи с неизбежными съездами и толкучками, с другой стороны.
Желательно было бы установить более длительный срок сезона, примерно, с октября до 1
мая, так как переброски среди сезона через 2 1/2 — 3 месяца в другой город вызывают огромные расходы на переезды, ложащиеся тяжелым бре
менем на бюджет предприятия и увеличивающие дефицит до невероятных размеров.
Необходимо уделить особое внимание молодежи, давая возможность ей как можно шире использовать свои способности и, таким образом, подготовлять смену нам старикам. К сожалению очень часто наблюдается старый подход, т. е. если молодежь — актер или актриса, получает маленькое жалованье, то как бы он ни был талант
лив, он не может рассчитывать на ответственную работу и рядом с ним гораздо слабее по дарованию, но волею судеб сумевший подписать дого
вор с обозначением амплуа и на больший оклад— получает ответственную работу, хотя с ней гораздо успешнее мог бы справиться первый.
Несколько слов хочется сказать по поводу частых нападок на актеров, что они уклоняются от общественной и профессиональной работы. Не
редко причиной этому является та аттестация, которую директора накладывают на энергичного профработника: — «неспокойный элемент, нежела
тельный в деле». И такой работник всегда стоит перед угрозой остаться без работы. Необходима в этом отношении твердая поддержка профработникам со стороны профорганизаций, иначе пер
спектива голодовки многих дельных профработников заставит опустить руки и уклониться от общественной и профработы.
На предстоящий зимний сезон появилось у хозяйственников стремление ужать у актеров дорожные. В этом вопросе следовало бы Посред
рабису держаться более твердой линии и не итти на уступки, так как дорожные расходы — непосильное бремя на бюджете актера. Те несколько гро
шей, что останутся от сезона, поглотит обратная
дорога в Москву, где они будут обречены на формальную голодовку. Пускай бы хозяйственники экономию соблюдали по другим статьям расхода, хотя бы на своих командировках, а не на спинах актеров.
Заканчивая, я выражаю пожелание, чтобы товарищи провинциальные артисты откликнулись на затронутые мной вопросы и высказали бы свое мнение,
АКТРИСА.
Мелекес (Сам. губ.).