АВТОРСКИЙ ПЛАЧ—ВМЕСТО РЕЦЕН
ЗИИ.
Повинуясь каким-то темным законам неправильно понимаемых требований рынка, героика и патетика восстания белорусских крестьян 1863 г.
заменяется на первый взгляд эффектными сценами на тему: «Как живут и работают польские аристократы» и оперно-батальными сценами. Вот основ
ное, что бросается в глаза при просмотре фильмы «Кастусь Калиновский».
Автору настоящих строк это видно достаточно отчетливо, хотя бы уже по одному тому, что он является одним из авторов сценария фильмы.
Формально все обстоит благополучно: на экране живут и действуют люди и вещи, события, которые были описаны в сценарии, легшем, как «ма
териалы», в основу рецензируемой фильмы. Но из массы исторического и кинематографического материала, отражающего эту эпоху, взяты наибо
лее внешне выигрышные, эффектные, быть может коммерчески рентабельные части.
В материале фильмы получился сдвиг, в результате которого расширилась тема польского бе
лого жонда, а стало-быть и те кадры, которые должны были ее художественно оформить, за счет основной темы: суровой и не бьющей в глаза повстанческой героики, которая в фильме больше воспринимается в надписях, чем в органическом кинематографическом материале.
Очевидно, не случайно выпала из фильмы за счет сжатия материала наиболее существенная ее часть: «Василь Свитка», в которой Кастусь Кали
новский именно под этим псевдонимом был показан, как истинный вождь белорусского крестьянства, руководивший восстанием в белорусских ле
сах и болотах, о котором (в Василе Свитке) можно и сейчас еще услышать легенды в глухих белорус
ских, затерянных среди лесов и болот, бывших ареной военных действий, деревнях.
Где социальная характеристика Кастуся Калиновского, которая, кстати сказать, недостаточно освещена еще и в исторической литературе?
Ведь Кастусь Калиновский не только «за народ»,—это человек с определенной политической
программой, сложившейся не только под влиянием Герцена, но и Бакунина, человек—роль которого в истории развития революционного террора остается далеко недооцененной.
Приходится крайне сожалеть о том, что, очевидно, по тем же причинам передвижки материала, в самой фильме почти не показана террористическая деятельность червонного жонда, в частно
сти отряды кинжальщиков, в которых пытливый историк быть может найдет прообраз боевых отрядов народовольческих организаций.
Вот некоторые из причин, которые привели к тому, что, сохранив костяк сценария, использовав, его материалы, в фильме однако оказалась извращенной (вольно или невольно) действительная
классовая установка, основной стержень большой национальной и политической темы Кастуся Калиновского, результатом чего, только внешне офор
мив события, фильма не подымается над уровнем обычных поверхностных исторических фильм.
Вот некоторые из причин, которые свидетельствуют о том, что автор (и этих строк и сценария), приступивший к работе над ним еще в 1925 г., если и виновен, то заслуживает снисхождения.
Не напрашивается ли из всех этих строк, на примере истории со сценарием «Кастусь Калиновский», слегка приоткрывших тернистый путь рож
дения фильмы от сценария до проекции, хотя бы следующий скромный вывод: не проще ли было
при постановке фильмы, если не привлечь к этой работе авторов сценария, то хотя бы просто с ними поконсультироваться, просто посоветоваться, а не создавать такое положение вещей, при котором автор может эти советы дать только пост-фактум, хотя бы в виде этой рецензии.
А. ГОЛЬДМАН.
ЦБ ФОТО-КИНО-СЕКЦИИ.
О созыве пленума ЦБ. Президиум ЦБ постановил созвать Пленум ЦБ фото-кино-секции
3 февраля со следующей повесткой дня: отчет Президиума ЦБ ФКС, положение о ФКС, проект
5-летнего плана развития кино-дела и доклад ВУФКУ.
Госвоенкино. Президиум ЦБ по докладу Госвоенкино нашел необходимым сохранение Гос
военкино как самостоятельной производственной организации и отметил необходимость постройки павильона на Лужнецкой ул.
Констатируя правильность взятого курса на производство военных фильм, ЦБ вместе с тем нашло необходимым увеличить выпуск художественных фильм и на невоенном материале.
Представители ЦБ в Худ. Советах киноорганизаций. Президиум ЦБ постановил выделить следующих представителей от ЦБ Фото-Кино
Секции в Худ. Советы кино-организаций: в Совкино — Яковлева, в Межрабпом-фильм —
Кобозева, в Госвоенкино — Касьянова. Представителями ЦК Всерабиса в Худож. Советы выделены в Совкино и Межрабпом-Фильм тов. Коцын и в Госвоенкино—тов. Гольдман.
НОВОЕ в музыкальной кино-ил
люстрации.
В связи с приуроченным к 18 марта выпуском новой большой фильмы «Новый Вавилон» о Па
рижской коммуне 1871 г. в постановке режиссеров Козинцева и Трауберга, Совкино зака
зало композитору Шостаковичу специальнуюмузыку к этой картине.
Кадр из фильмы „Матрос Иван Галай“. Артисты Петров и Блюменталь - Тамарина. Постановка Уринова (Межрабпом-фильм). Фото Ермолаева