ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА БЕЛОРУССИИ.

День десятилетия Советской Белоруссии, торжественно отпразднованный трудящимися БССР, явился днем демонстрации крупнейших политических, хозяйственных и культурных достижений.
На основе экономического роста страны заметно растет внимание к вопросам культурного строительства. По бюджету на 28/29 год расходы на народное просвещение выросли по сравнению с прошлым годом почти на 35%, при чем на одни только гостеатры отпущено около 400.000 руб.
Белорусское искусство в условиях развития национальной культуры играет огромную роль. Только пролетарская революция, только советская власть, уничтожив национальный гнет, национальное неравенство дало возможность развития и расцвета белорусского «мастацтва».
В первые же годы существования советской власти белорусская труппа, сложившаяся первоначально из актеров-любителей, собранных белорус
скими культурными деятелями, получила право развернуться в государственный белорусский театр и к великому негодованию остатков обрусевшего бывшего чиновничества, мещанства, мелкой буржуазии, водворилась в здании гортеатра в Минске, оставив свой сарай где-то на окраине города, который был известен под скромным названием «бе
лорусской хатки». На смену старых полународных пьес появились художественные драматические про
изведения, рисующие национальный быт трудовой Белоруссии, ее борьбу за национальное и экономическое раскрепощение. Выявились свои драматурги, свои композиторы. Со сцены театра рабочий зритель увидел и богатый по своему разнообразию белорусский танец, услышал впервые подлинную белорусскую песню.
Потребность в белорусском театре и политика советской власти в национальном вопросе привели в дальнейшем к организации новых театров: бело
русской и еврейской студий, работавших в Москве под руководством лучших мастеров русской сцены, что дало возможность Белнаркомпросу вос
питать крепкие художественные коллективы, всем своим существом связанные с задачами советского культурного строительства. В результате к 10-ле
тию БССР имеет три стационарных гостеатра: два белорусских и один еврейский, которые попере
менно обслуживают крупные округа Белоруссии. Кроме того на территории БССР под руководством драматурга и актера тов. Голубка рабо
тает имеющий свою славную историю передвиж
ной гостеатр, обслуживающий преимущественно деревню и имеющий большое художественно-агитационное значение.
Из работников следует отметить тов. Рафальского, руководителя прекрасного коллек
тива еврейского театра, сумевшего дать целый ряд ценнейших вещей, привлекшего к работе театра таких художников, как Якулов, Рыбак, молодых художников Тышлера и Лабаса, воспи
тавшего крепкий режиссерский молодняк, тов. Мировича, русского режиссера, преданно работаю
щего над созданием и укреплением театральной
культуры в I белорусском театре, тов. Флориана Ждановича одного из зачинателей этого театра, тов. Криницу и др.
Надо отметить появление первой белорусской симфонии, которая кстати сказать и выполнялась в дни юбилейных празднеств. Автором ее является тов. Рогозский.
Изобразительное искусство в общей системе художественного строительства также проделало
В. И. Голубок. Драматург, организатор и руководитель Белорусского Гос. Передвижного теат
ра—награжден званием Народного Артиста
БСС Республики.
большой и ценный путь, в результате которого силами белорусского объединения художников к 10- летию БССР подготовлена 2-я Всебелорусская выставка. Это же объединение организованно участвовало во всесоюзной выставке национальностей СССР в Москве.
Резервуаром, из которого черпаются новые художественно-творческие силы, является ряд художественных школ, из которых особо следует отме
тить Минский музыкальный техникум и Витебский художественный, сложившиеся за последние годы в крепкие учебные заведения. Музыкальный тех
никум по своим задачам, программам, качеству работы, подбору педагогических сил, по требова
ниям, предъявляемым к нему ростом музыкальной культуры подводит к вопросу о необходимости ре
организации его в белорусскую консерваторию.
Силами оперного класса его в последнее время даны были и оперные постановки на белорусском языке.
Таковы в общих чертах беглого очерка результаты роста художественной культуры БССР. Эти результаты особо значительны при учете тяжелых материальных условий БССР и сложной национальной обстановки, заставляющей опасаться вред
ных влияний на идеологическом фронте, идущих со стороны мелкобуржуазных, национально-демо
кратических групп, особенно на театре. Отпор попыткам прорыва на этом фронте самым реши
тельным образом дан как Наркомпросом БССР, так и ЦК компартии Белоруссии, который специальным постановлением заявил, что противопоставление белорусской культуры культурам других народов СССР и, в частности, русской в усло
виях диктатуры пролетариата особенно вредно, так как является противопостановлением культуре народа, строющего социализм.
При такой постановке вопроса можно быть уверенным, что десятилетние достижения послужат прочной основой для дальнейшего роста художественной культуры БССР.
С. ШАМАРДИНА.