НАРКОМПРОСЫ И НАША КУЛЬТРАБОТА.

Наркомпросы всех нацреспублик СССР, призванные к организации всех видов просвещения для нашего Союза, являются в то же время и административно-хозяйственными организациями, которые используют труд работников искусств.
Поэтому у нас к Наркомпросам должны быть и двусторонние требования.
Мы не можем ограничиться использованием наркомпросовских учреждений социального воспи
тания (дет. сады, школы I и II ступени и т. п.) и учреждениями профобров и политпросветов общего типа. Наркомпросы должны быть заинтересованы в повышении производственной квалификации работников искусств, как работников своих учреж
дений, не менее, чем профсоюз. То, что мы имели до сих пор на деле, указывает, что и союзные, и
наркомпросовские органы не уделяли должного внимания этим вопросам. Если другой союз - Рабпрос, члены которого так же, как и мы, являются работниками наркомпросовских учреждений, обслу
живаются ежегодно организуемыми, как в центре, так и на местах, курсами повышения квалифика
ции (учителей, библиотекарей и т. д.), то по Рабису мероприятий этого рода можно насчитать с полдесятка за все время, при чем большей частью это были даже не курсы, а конференции или съезды, которые лишь косвенным образом способствовали повышению квалификации наших работ

ников.

Лишь в предстоящем году Наркомпрос РСФСР по предложению, выдвинутому Культотделом ЦК, включил в свой план и в смету организацию кур

сов-конференции по переподготовке режиссеров и установил, что организацию курсов переподготовки эстрадников должно взять на себя Управление Госцирков.
Отсюда вывод—центральным правлениям Рабис в нацреспубликах необходимо поставить вопросы переподготовки работников искусств перед своими наркомпросами. Кроме указанных выше групп, крайне необходима, по нашему мнению, перепод

ТАНЦЫ НА СПАРТАКИАДЕ.

готовка теа и кино завтеатрами и администраторов.
Второй вопрос, который, по неизвестным причинам, оставался до сих пор без внимания со стороны даже союзных органов, и который пора, наконец, поставить перед наркомпросами и госиздатами нацреспублик, — это вопрос об издании художественно-производственной литературы, не
обходимой как для наших производственников (для кружковой и самообразовательной работы), так и для художественных учебных заведений. Списки производственной литературы по искусству, составленные Культотделом ЦК и напечатанные в наших бюллетенях, не случайно указы
вают литературу лишь на русском языке: на языках остальных народностей СССР книг по
искусству почти нет. Мы добились составления обширного плана изданий от «Теа-Кино-Печатии утверждения этого плана Главискусством РСФСР. Мы ставим конкретные задачи перед Госиздатом РСФСР. Необходимо и в других нацреспубликах добиться этого.
Третий вопрос — клубная работа. Если профсоюзные клубы, как правило, развиваются почти помимо влияния наробразовских политпросветов и без всякой материальной помощи со стороны последних, то нельзя того же сказать, например, про клубы Рабпроса, носящие названия «Домов Просвещения». Нам кажется, что и «Дома Искусствхотя бы для начала «Центральные Дома Работников Искусств» должны, наконец, получить поддержку от наркомпросов, как некоторыми сметными ассигнованиями, так и участием руководя
щих работников наркомпросов в массовой работе этих клубов Рабис. Этот вопрос теперь впервые разрешен в положительном смысле Наркомпросом РСФСР, отпускающим некоторую денежную помощь Центральным Домам Рабис Москвы и Ленинграда. Необходимо того же добиться и в нац-республиках.
Все наркомпросы должны усвоить, что от культработы зависит и качество художественной
продукции, ответственность за которую возлагается и на наркомпросы.

А. ГОРИН.

Вверху:Арипова (Узбекистан) заняла 1-е место в индивидуальном женском танце. внизу: Носаридзе и Сухалашвили (Азербайджан) получили 1-й приз за лезгинку.