НА ПУТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РОСТА.

Культурный уровень рабоче-крестьянских масс растет в условиях нашей страны с огромной быстротой.
Из отчета ВЦСПС к VII Всесоюзному съезду профсоюзов мы узнаем, что в библиотеках только профсоюзных клубов имеется рост читателей с
1.376.000 в 1925 г. до 12.205.000 к 1 января 1926 г. Число членов рабочих клубов достигло
1.020.000 человек; среди них 55 % рабочих. Глав
политпросвет только одной РСФСР дает сведения о 35.000 взрослых крестьян, втянутых по избамчитальням в 290 школах для взрослых, не считая 96 годичных общеобразовательных курсов.
Какой же основной вывод должен сделать из этих цифр культурного роста массы каждый ра
ботник культурного фронта, каждый член Рабиса? Чтобы выполнять роль культурных работников, культурных «вожаков», мы должны сами куль
турно расти, тем самым способствуя художественному расцвету своего художественного творчества.
О необходимости идеологического «выпрямления», «созвучности эпохе» и т. п. многое уже было сказано и завершением этих дискуссий яви
лись решения партсовещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г., напе
чатанные в разосланной на места культотделом ЦК книге «Пути развития театра». Это «выпрямление» и эта «созвучность» должны быть достигнуты не только механическим выполнением но
вого репертуара, но и внутренней перестройкой исполнителя; а это возможно лишь путем пере
смотра теоретических дисциплин, зачастую прой
денных еще в старой школе (напр., история искусств, психология и т. п.). С другой стороны, основные направления в том или ином искусстве, особенно ярко выявленные в нашей стране за
годы революции, должны быть усвоены объективно каждым работником независимо от его личных симпатий к тому или иному направлению, мастеру, режиссеру и т. п. Кроме того, каждому работнику искусств независимо от его квалифи
кации необходимо в настоящее время обратить серьезное внимание и на уровень своей профессионально-производственной техники.
Данные вышеуказанных отчетов говорят, что 64% всех массовых клубных мероприятий падает на художественные виды работы (спектакли, кон
церты, кино-сеансы). Из 700.000 кружковцев в рабочих клубах 45% занимается в художественных кружках и таким образом практически усваивают элементы техники художественного мастер
ства. Деревенских кино-установок с 1 октября 1925 г., когда было 396 передвижек и 68 стацио
нарных, к 1 апреля 1927 г. насчитывается уже 1.212 передвижек и 231 стационарное сельское
кино. Изо-выставки, профессиональные спектакли, концерты стационарных передвижных театро-цирковых трупп, концертно-эстрадных трупп пропу
скают миллионы зрителей и слушателей. Все эти явления и цифры должны нам подсказать, что в связи со столь значительным проникновением художественной культуры в широкие массы и ху
дожественные требования у трудящихся быстро растут. Техника мастерства работников искусств должна поэтому также быстро итти вперед.
Вот почему производственное просвещение, как пропаганда специальных знаний и навыков, необходимых работникам искусств для их профес
сии, является ответственной задачей союзных культорганов. Новое в постановке голоса, в об
ласти сценического движения, теа-кино-изо-техники должно быть усвоено кадрами старых