художников и мастеров и использовано в их творческой работе.
Углубленное изучение теоретических дисциплин или практических навыков возможно путем орга
низации при культкомиссиях производственных кружков по отдельным специальностям искусства. Нами проработаны уже примерные схемы учебных планов производственных кружков для драма
тических и оперных актеров, для рабочих сцены
и намечена проработка ряда программ для других кружков. Учитывая недостаточные кадры квалифицированных руководителей для наших производственных кружков на местах, Культотдел ЦК орга
низовал специальное бюро консультации по худо
жественному самообразованию. Это значит, что каждый работник может самостоятельно или в небольшом кружке заочно, без руководителя попол
нить свои знания в той или иной области искусства. Для этого достаточно, чтобы член союза в небольшой анкете сообщил, что он желает изучать. На союзные культорганы ложится ответ
ственная задача принять меры к пополнению библиотек соответствующей прозводственной литературой, необходимой для самообразования.
Работники искусств, поднимайте свою квалификацию. Стремитесь к овладению новейшими достижениями в области теории и практики сво
его производства. Обращайтесь в консультацию Культотдела ЦК, пом
ня, что самообразование и самодеятельность—путь к знанию и усовершенствованию.
А. ГОРИН.

КОГДА МЫ КИНОФИЦИРУЕМ ДЕРЕВНЮ?

Вопрос о кинофикации деревни, ее темпе и сроках — основной политический вопрос той кинодеятельности, которая осуществляет дело смычки с деревней.
Деревенский кино-рынок, который начал выявляться только после окончания гражданской войны, к настоящему времени уже представляет собою значительную величину.
На 1 апреля 1927 года на территории РСФСР числилось 1186 кино-передвижек и 232 стационар
ных установок, по УССР 756 установок. Правда, число работающих передвижек будет значительно меньшим: недостаточное количество фильм для деревни, еще высокий прокатный тариф, неорга
низованность работы кино-передвижек в плане хозяйственном, недостаток, а сплошь да рядом
и отсутствие запасных частей, все это приводит к тому, что в большом количестве волостей мы
имеем т. н. «замороженные», бездействующие установки.
По официальным сведениям Совкино, цифры которого если и можно оспаривать, то только, как преувеличенные, число работающих установок в де
ревне из указанного выше количества составляет 68% для передвижек и 75% для стационарок.
К десятилетию Октябрьской революции мы имеем налицо стихийное развертывание деревен
ского кино-рынка, которое идет по пути развития деревенской кино общественности (ячейка ОДСК) и роста деревенской кооперации, которая сплошь да рядом выступает в роли инициатора приобретения кино-установки.
Это развитие кино-рынка наталкивается: на недостаточность копий фильм для деревни (общий вопрос кинопромышленности — недостаток плен
ки), наличие среди просачивающихся в деревню фильм, большого количества совершенно возмутительных по своему содержанию и техническому состоянию, что является показателем не
брежного отношения проката к коммерчески не вполне выгодному деревенскому рынку, дорого
визну прокатного тарифа, отсутствие достаточной согласованности в работе организаций, ведущих кино-передвижную работу, отсутствие запасных частей, благодаря чему увеличивается процент бездействующих установок и, наконец, недостаток квалифицированных кино-механиков — политпросветработников.
Несмотря на все эти чрезвычайно тяжелые условия деревенский кино-рынок обнаруживает тенденцию к быстрому развертыванию.
Для того чтобы обеспечить возможность планомерной кинофикации деревни необходим та
кой план работы, который согласовал бы
в себе основные элементы, необходимые для деревенской кино-работы: изготовление аппарату
ры и продвижение ее к крестьянскому потребителю, производство фильм для деревни и печатание достаточного количества позитивов и, наконец, проблему подготовки людских кадров для этой работы.
До настоящего времени по РСФСР кинофицировано, примерно, 20% волостей и районов.
Когда же и каким образом кинофицировать всю РСФСР, считая хотя бы по 1 кино-установке на волость и одной стационарке на уезд. Этот вопрос разрешает разработанный Совкино ориентировочный план кинофикации деревни.
Анализ этого плана показывает, что при нормальном его выполнении русская деревня может быть полностью кинофицирована в трехлетним срок. Для того, чтобы это выполнить, понадо
бится изготовить 6341 кино-передвижку и 291 стационарку на общую сумму (вместе с запасными частями) на 6711437 р. Эту производственную
программу наши заводы смогут выполнить вполне свободно.
Продажная стоимость передвижки в 760 руб., которая должна еще снизиться, и кредит до 18 месяцев, представляемый Госшвеймашиной уже теперь делают кино-передвижку доступной для приобретения ее деревней.
Такой рост кино-сети в деревне вызовет необходимость значительного увеличения копий фильм для деревенского проката, что потребует дополнительно большого количества пленки. Производ
ственная стоимость всех этих затрат по плану выразится в 9109500 р., при чем возвратится прокатных поступлений на 7288400 руб.
Не следует, однако, забывать, что такой бурный рост кино-сети в деревне вызовет и рентабельность деревенского проката. Таким образом, деревня из рынка, который имеет лишь политическое значение, станет и рынком экономическим.
И, наконец, последняя задача — обеспечение кино-установок людской силой, решается выпуском в течение 3 лет 3000 киномехаников, которые будут подготовляться на специальных курсах. Подготовка этой рабочей силы должна обойтись в 500000 руб.
Таковы основные элементы кинофикации деревни.
А. ГОЛЬДМАН.