ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ И В ФОЙЕ.
В сотнях кино - театров музыкальная халтура приняла ужасающие размеры. Видя в музыке только накладной расход, кино - администраторы, всячески стараются «сократить» его, увольняя и сокращая оркестры и понижая ставки.
Притока квалифицированных пианистов-иллюстраторов у нас почти нет, и тысячи трудящихся ежевечерно являются жертвами самого халтурного «языка» то в виде «свободной импровизации»,
то компиляции набора разнородной музыки ничего общего не имеющей с экраном, и от которой не только страдают слуховые органы, но и теряется подчас смысл хорошей картины.
Что же сделано у нас для улучшения этого «языка».
Почти ничего.
Десятки музыкальных техникумов и консерваторий ежегодно выбрасывают на рынок массу высококвалифицированных музыкантов-пианистов.
Многие из них, не находя применения своему труду, бросаются в кино-театры, но, несмотря на высокую квалификацию у них нет самого элемен
тарного понятия о кино-иллюстрации, отсутствует всякое чутье и ритм экрана.
Предстоящее партийное кино-совещание должно обратить на это внимание, должно своим автори
тетным решением указать, что музыка в кино— это нужное и настоящее искусство, а не искусство «дурного тона», как свысока думают многие консервативные академики от музыки.
Необходимо открытие специальных факультетов кино - иллюстрации при музтехникумах, кон
серваториях, с привлечением лучших специалистов кино-иллюстраторов, и тогда «язык» кино,—его
музыкальная иллюстрация, — станет тем языком, в котором так нуждается массовый кино-зритель.
В. ЕНДРЖЕЕВСКИЙ.
Кадр из фильмы „Бронзовая луна (по Слезкину). Производство Азгоскино.
работает целый вечер один, без смены и отдыха, т. е. о кино-иллюстраторах в провинции.
Как работает провинциальный кино-иллюстратор.
Мне известны условия работы иллюстраторов трех кино: в помещении кино летом невыносимо душно, зимой холодно, температура зимой при начале работы, т. е к первому сеансу, в морозные дни едва достигает до 3-4 градусов. Клавиатура инструмента настолько холодна, что в мо
розные дни приходится работать даже в перчатках,
не говоря уже о том, что снять с себя мешающую теплую одежду—и думать не приходится. Нормальная температура обычно только в колдоговоре.
Хороший инструмент в театре, по моему, просто случайность, да он и не может быть хорошим, так как когда набирается публика, в воздухе охлаждаются пары от дыхания—и все эго в виде капель садится на стенки инструмента.
В таких условиях мы мелко-провинциальные пианисты работаем 6, а при большом метраже фильмы и 7-8 часов, можно считать, без перерыва, так как в перерыв, необходимый для выпускавпуска публики отдохнуть, конечно, нельзя. Недомогаешь ли ты, внезапно ли почувствовал уста
лость, головокружение от непрерывного мелькания (рояль у экрана), сиди и играй все сеансы.
Внимание, оказываемое зрителем кинематографу и вообще популяризация кино обязывает иллюстратора подчеркивать ярко и живо развертываемую на экране тему, а что может дать иллюстра
тор, поставленный в мучительную необходимость играть до одеревенения рук, до рези глаз и ка
кого-то психического отупения. Может ли хватить энергии на такую каждодневную каторжную ра
боту и может ли исполнение быть одухотворенным (а оно должно быть таким) и доходить до зрителя-слушателя, раз у иллюстратора к концу рабочего дня энергия истощена до последних пре
делов. А при этом еще все эти «короли трюка», «черные бамбуки», «спиды», «дома ненависти и т. п. требуют для своего сопровождения аллегро, престо.
Этот вопрос, и именно в этой плоскости, почему-то никем не затрагивался, а между тем нас— этих невидных в темноте зала работников, по
ставленных в те-же условия, думаю, не мало. И для того чтобы наш труд давал лучшую продукцию,
а не доводил нас до отупения надо поставить нас в нормальные условия.
С. ПОСПЕЛОВ.
Кирсанов (Тамб. губ.).

ЯЗЫК «НЕМОГО».

МУЗЫКА В КИНО.

КАК РАБОТАЕТ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ КИНО-ИЛЛЮСТРАТОР.
В этой маленькой заметке мне хотелось-бы сказать о трудности и ненормальности условий работы пианиста кино-иллюстратора там, где картины сопровождает только рояль, при чем пианист
ОБ ОРКЕСТРЕ, ИЛЛЮСТРАТОРЕ И ХОРОШИХ СБОРАХ.
В недавние времена в 1-м рабочем кино-театре «Красная Пресня» играл в фойе оркестр; был приличный иллюстратор. Театр все время работал хорошо. О дефицитности и говорить не приходи
лось, наоборот, организация, содержащая театр, имела от него и некоторый доход. Мало-помалу театр начинал приобретать приличный вид.
— Наконец-то, думалось, многочисленным рабочим, населяющим прилегающие к театру улицы, есть где отдохнуть от трудового дня. Сносный оркестр, читальня, ящик вопросов и ответов, сра
внительно недорогой буфет... И театр работал хорошо. Это было в 1924 г.