— «Все доходы от кино — исключительно на кино!».
И этот лозунг, недавно выдвинутый, и предстоящее партсовещание по вопросам кино побуж
дают обратить самое серьезное внимание на бедственное положение музыки в кинематографах.
Дело обстоит здесь решительно скверно. «Уси ­ ленные симфонические оркестры», как рекомен
дуют их афиши кино, сплошь и рядом не имеют самых необходимых инструментов. Рояль, вводи
мый для замены недостающих инструментов и, переаранжировки, далеко не заполняет пробелов и таким образом, стремления наиболее передовых кино-дирижеров иллюстрировать картину симфонической музыкой становится невыполнимыми.
За границей оркестры сейчас доведены до 80 человек; в Москве в одном кино с настоящего сезона, оркестр расширен до 50 чел., а у нас, в Ленинграде, в самых больших кино едва насчитывается десяток музыкантов.
Уменьшение оркестров в кино проводится уже давно, но особенно сильно проводится оно сейчас. «Гигант», открывшийся с полным составом симфонического оркестра (до 40 чел.), вскоре сокра
тил оркестровый состав на 50%), в настоящем сезоне «усиленный» оркестр едва насчитывал 20 чел. В кино на просп. 25 Октября сокращено пока по... одному инструменту. В «Нью-Старе», «Молнии» и «Форуме» оркестры совершенно уничтожены и заменены трио. И это в районах, где главным посетителем является рабочий.
Пора осознать, что кинематограф у нас — не забава, не праздное зрелище, а серьезное большое творческое дело. Наши высшие органы стремятся сделать его просветительным учреждением, и во многом за последние годы, благодаря улучшению нашей кино - продукции, добились результатов. Кино, как искусство, должно быть высоким, а оно может им быть только тогда, когда все элементы, из коего оно состоит, будут в полной между собой гармонии. А хорошая музыка и является одним из необходимейших его элементов.
Музыка, как мощный фактор культурного воспитания, должна сделаться достоянием широчайших масс нашей Республики.
Кино (зрительные залы и фойе), являющееся местом посещения миллионных масс, призвано стать одним из громаднейших проводников музыкального воспитания в широчайшие массы советских зрителей.
В настоящее время музыка в кино растет и выросла стихийно без руководства, без контроля, при отсутствии каких-либо организационных форм.
Тем не менее, музыка в кино уже стала неотъемлемой частью кино-зрелища.
С ростом производства советских фильмов, с постепенным вытеснением заграничного фильма, с высвобождением из-под влияния буржуазной кино-культуры, со все возрастающим производством фильмов, посвященных нашему быту, нашему строительству социализма,—вопрос о культурной и му
зыкально-грамотной иллюстрации встанет еще с большей силой. Использование музыкальной литературы прошлого, возникшей и питавшейся другими формами социальной жизни, станет недостаточным и почти невозможным.
Из существующих трех форм музыкальной иллюстрации: а) импровизация, б) компиляция, в) ком
позиция, первые две должны будут постепенно уступать место третьей форме, т. е. композиции, специально написанной к картине музыке.
На значительный период, при существующей кино-технике, необходимо культивировать все три (перечисленные выше) формы музыкальной иллюстрации.
Считать необходимым для производственников и прокатчиков сопровождение распространяемых кино-фильм музыкальными сценариями составлен
ными (или специально написанными) высококва
лифицированными музыкантами, что избавит компиляторов и дирижеров от необходимости прибегать к случайному неорганизованному материалу.
Кино - передвижки, обслуживающие деревню, должны быть снабжены музыкальными сценариями, рассчитанными на музыкальные инструменты, имеющиеся в деревне: гармонику, балалайку и т. д.
Контролирующим органом в центре и на местах обратить внимание и принять решительные меры к снятию программ в фойе, составленных исклю
чительно из фокстротов, чарльстонов, кирпичиков и проч. опошляющей развращающей халтуры, заменяя их действительными произведениями музыкального искусства как классиков, так и современных и пролетарских композиторов.


ТЕЗИСЫ АРК А.


Популярный английский композитор - дирижер Лендон Рональд недавно высказал свой взгляд на кино-музыку; по его мнению, картина с хорошей музыкой «живет» в 3 — 4 раза дольше обыкновен
ной. И не потому ли зачастую один и тот же «боевик» в Москве «живет по несколько месяцев, а у нас он отживает» за 2—3 недели.
Если кино желают проводить экономию, то пусть лучше сократят освещение на фасадах. Сотни ламп совершенно излишние сейчас, когда отме
чается и без того сильная тяга к кинематографу. И без подмигиваний электрических огней пойдут в кино. Примером могут служить большие драматические и оперные театры, дорога куда не освещается пламенем огненных вывесок, а огнем творчества внутри зданий.
„Красная Газета .
В ОРКЕСТРЕ У ЭКРАНА.
Но вот с некоторого времени досужая администрация, руководствуясь, очевидно, соображе
ниями экономии, совершенно устранила из театра
оркестр и сменила хорошего иллюстратора. «Все равно, мол, рабочая публика в этих вопросах не разбирается, а потому сборы и без этой «лишней роскоши» не понизятся!».
И администрация будто бы не ошиблась—по крайней мере по второй части своих предполо
жений: театр продолжал и продолжает делать сборы.
Следует ли из этого обстоятельства делать вывод, что администрация права в первой части своих расчетов и рабочему зрителю действительно эта «излишняя роскошь» ненужна? Ни в коем случае: рабочий зритель давно вырос из того со
стояния, когда он удовлетворялся бренчанием под картину всякой дребедени, а в фойе, во время ожидания сеанса, довольствовался лузганием семе
чек. Хорошая посещаемость объясняется только тем, что этот театр единственный на Красной Пресне, и рабочему, кроме него и пивнушек, по вечерам деваться некуда. Этим обстоятельством никак нельзя пользоваться, если театр не хочет в конце концов оставить победу за пивнушкой.
Москва.