«КОНЕЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».
Эта фильма задумана, как широкая монументальная эпопея, поставившая своей задачей охва
тить исторически большой отрезок времени от довоенной России до Октябрьских дней.
На примере бесхитростного деревенского парня, который приплелся
«в Петербург на заработки, Пудовкин показывает, как в жесткие, разоблачительные годы войны из этого глупого и простодушного дикаря вырос человек и революционный боец.
Правда, эта тема намечена недостаточно, она не успевает «дойти» до зрителя за общей массой остального» («Правда»).
Это большое количество материала привело к тому, что в фильме развертываются два, а в некоторых частях и больше, параллельных сцена
рия. Как следствие этого, в фильме отдельные сценарные провалы: некоторые действующие лица или совершенно пропадают, или появляются тогда, когда зритель уже успел о них забыть.
И потому нельзя согласиться с Кино-газетой, по мнению которой «сценарий Натана Зархи очень хорош».
Гораздо правильнее оценивает фильму с точки зрения ее сценарного материала «Правда», отмечая, что
«весь этот материал, естественно, не вмещается в одну фильму. Вот почему фильма развернулась больше вширь, чем вглубь. Однако, несмотря на утомительную перегруженность, на ошибки картины, большое мастерство П у-
Кадр из фильмы „Москва в Октябре .
Производство Межрабпом-Русь.
д о в к и н а неоспоримо, как неоспорима значительность его кинематографической культуры». Режиссерская работа над «Концом Санкт-Пе
тербурга» несомненно значительна, хотя в отдельных своих частях и художественно схематична.
По мнению «Труда», фильма
«перегружена лирическими и психологическими местами, в ней много длиннот, утомляющих внимание».
При всей значительности и кинематографической культуре режиссерской работы следует при
знать преувеличением утверждения Кино-газеты, которая полагает, что
«Пудовкин еще в «Матери», а еще более в этой картине, вступил на тот путь русского
искусства, где главенствует Лев Толстой, куда вступал моментами в прошлом Станис л а в с к и й—путь сурового, почти пуританского художественного реализма».
Ряд прекрасных кусков: объявление войны, сановники без голов, батальные сцены, напоминающие собою экранизированные страницы барбюсовского «В огне» и т. д.—в значительной степени искупают длинноты фильмы.
«Правда» так оценивает результаты режиссерской работы по этой картине:
«Пудовкин работал путем глубочайшего художественного «вживания» во все то, что делал. Он нашел много лирической грусти в показе беспредельной деревенской России, забитых нуждой людей, беспросветной жути огромной, спящей страны, равно как нашел много темпераментного сарказма в показе ли
хорадочной биржевой сутолоки или особенно ура-патриотических демонстраций, патриотического «пыла» в дни объявления войны».
А. З.
Кадр из фильмы „Кастусь Калиновский . Симонов — Кастусь, Комиссаров — Ясь. Произ
водство Белгоскино.
В связи с расширением производственной работы ВУФКУ, правление занято сейчас вопросом о подготовке потребного числа квалифицированных работников для фабрик. С этой целью ре
шено реорганизовать и расширить кино-техникум ВУФКУ в Одессе, а также уплотнить работу режиссерских групп и рационализировать использование актерского состава.

НА КИНО ПРОИЗВОДСТВЕ.